Выбор способа закупки в рамках закона 44-ФЗ

289

Вопрос

Бюджетное учреждение планирует по 44-ФЗ заказать проектно-сметную документацию. Это должно быть по запросу котировок или электронный аукцион? По электронному аукциону будет заключаться контракт на выполнение капитального ремонта кровли, можно ли в условие контракта прописать, что до подписания акта выполненных работ будет проведена независимая экспертиза на выполненные работы.

Ответ

Если закупка проектно-сметной документации соответствует условиям, предусмотренным ч. 2 ст. 72 Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ ее можно провести в форме запроса котировок. Следует учесть, что качество товара (работы, услуги) и квалификацию поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении запроса котировок не оценивают. Определить подрядчика можно также путем проведения электронного аукциона.

В ч. 4 ст. 94 Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлены случаи, когда заказчик обязан проводить экспертизу результатов исполнения контрактов. Но это касается закупок у единственного поставщика. В остальных случаях, в том числе при закупке работ по капремонту через электронный аукцион, заказчик вправе сам принять решение о необходимости сторонней экспертизы. При этом такое условие нужно прописать в извещении, документации об аукционе и проекте контракта.

Следует обратить внимание, что Правительство РФ планирует установить особенности для контрактов на проектные и изыскательские работы, а также на строительство и реконструкцию. В частности, пропишут, что такие контракты можно считать исполненными только после получения положительного заключения экспертизы или акта госоргана в сфере строительного надзора.

27 и 28 ноября 2017 года

Конференция «Контрактная система: итоги 2017 года, задачи на 2018 год». Возможно участие очно или онлайн.
Подробности и регистрация >>

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист», «Системы Главбух».

1. Рекомендация. Как определить поставщика путем запроса котировок.

Запрос котировок – один из способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Победителем запроса котировок признают участника закупки, который предложил наиболее низкую цену контракта. Качество товара (работы, услуги) и квалификацию поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении запроса котировок не оценивают.

Условия.

Запрос котировок можно проводить при одновременном соблюдении таких условий:

  • цена контракта не превышает 500 000 руб., за исключением некоторых случаев;
  • общая сумма таких закупок не превышает 10 процентов от совокупного годового объема закупок (СГОЗ) и 100 млн. руб. в год. В расчете СГОЗ учтите контракты, которые заключили с:
    – победителем запроса котировок;
    – единственным поставщиком, когда запрос котировок не состоялся.
    Важно: в 10 процентов от СГОЗ включите только те контракты, которые были исполнены и оплачены в текущем году.

Об этом сказано в части 2 статьи 72 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письмах Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № Д28и-3819от 8 июля 2015 г. № Д28и-2062.

При расчете СГОЗ нужно учитывать все средства на закупки, выделенные на год. В том числе и средства на контракты, которые заключили до 1 января 2016 года, но оплачивать будете в текущем году. Также это правило распространяется на долгосрочные контракты, в которых выделены этапы. То есть стоимость каждого этапа учитывайте в СГОЗ того года, в котором прошла его оплата. Это следует из пункта 16 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в пункте 2 письма Минэкономразвития России от 4 марта 2015 г. № Д28и-506. В письме рассмотрен порядок для объема закупок у СМП и СОНКО, но данный расчет СГОЗ распространяется на все случаи, когда применяют совокупный годовой объем.

Заказчик может провести запрос котировок без учета ограничений суммы контракта, если закупки связаны со следующим:

Главбух советует: Запрос котировок на закупку работ или услуг, для выполнения которых нужен определенный товар, лучше не проводить.

Связано это со следующим. Если объект закупки – работа или услуга, то характеристики товара, который для этого используется, участники приводить не должны. Это требование обязательно только при закупке товаров. Об этом сказано в пункте 1 части 3 статьи 73 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Значит, если заказчик проводит такую закупку запросом котировок, то он не может быть уверен, что товар, который будет использовать подрядчик, соответствует его потребностям.

Такая точка зрения приведена в письме Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № Д28и-2921».*

2.Рекомендация. Как провести приемку товаров (работ, услуг) и их экспертизу в рамках Закона № 44-ФЗ.

«Порядок приемки товаров (результатов работ, услуг) заказчик должен установить в контракте. В том числе прописать порядок проведения экспертизы товаров (работ, услуг) и отдельных этапов исполнения контракта. Исключение предусмотрено только для некоторых случаев.

Кто проводит.

Экспертизу товаров, работ и услуг заказчик может проводить как своими силами (т. е. товар принимают сотрудники учреждения), так и с привлечением экспертов со стороны.

Требования к экспертам (экспертным организациям) со стороны установлены статьей 41 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Причем с ними нужно заключать контракты по итогам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Важно: привлекать экспертов или экспертную организацию со стороны обязательно нужно при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение – случаи закупки у единственного поставщика, указанные в части 4 статьи 94 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В частности, это закупки:

  • у единственного поставщика: на сумму 100 000 и 400 000 руб., закупки в сфере естественных монополий;
  • товаров (работ, услуг) для нужд ФСБ России и Службы внешней разведки;
  • услуги самих экспертов.

А вот для приемки товаров (работ, услуг), купленных через аукцион, конкурс, котировки или запрос предложений, привлекать сторонних экспертов (экспертные организации) законодательство не требует. Поэтому можно проводить приемку собственными силами. Правда, Правительство РФ может установить случаи обязательного проведения экспертизы с привлечением сторонних экспертов (экспертных организаций) (ч. 4.1 ст. 94 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

Для приемки своими силами заказчик может создать в учреждении отдельную приемочную комиссию. Но это не обязательно. Поэтому проводить приемку могут и сотрудники контрактной службы или административно-хозяйственного отдела. Такие разъяснения приводит Минэкономразвития России в письме от 22 мая 2015 г. № Д28и-1464. Кстати, приемку материальных ценностей вы можете возложить и на комиссию по поступлению и выбытию активов.

Для сотрудников заказчика, которые будут проводить экспертизу, требования (в отличие от сторонних экспертов) не установлены. А также не определена обязанность заказчика иметь в штате сотрудников с дополнительным профессиональным образованием по конкретной экспертной специальности (письмо Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477).

Внимание: по контрактам, которые заключены в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, проводить экспертизу и составлять отчет об исполнении не нужно (ч. 29 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Но если при заключении такого контракта проведение экспертизы было предусмотрено, то проводить ее придется в соответствии с условиями контракта.

Что нужно проверить.

В ходе проведения экспертизы нужно проверить соответствие товаров (работ, услуг) условиям контракта.

Главбух советует: Проверку товаров, результатов работ (услуг) в части соответствия условиям контракта проводите на стадии их приемки (ч. 1 и 7 ст. 94 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). То есть экспертиза и приемка (в т. ч. отдельного этапа исполнения контракта) проводятся в одно время.

Заказчик проверяет надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). В частности, при приемке товаров на соответствие установленным в контракте условиям могут проверяться:

  • отсутствие брака;
  • целостность товара и упаковки;
  • однородность товарной партии;
  • свойства товаров для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности (например, срок годности продуктов питания);
  • наличие необходимых сертификатов.

Если по итогам приемки (экспертизы) заказчик примет решение о том, что все в порядке, то есть товары поставлены, услуги оказаны, работы выполнены полностью в соответствии с условиями контракта, подписывает документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Дополнительно сотрудник, ответственный за приемку, может указать прописью на документах, что товар (услуга, работа) соответствует заявленным требованиям, либо можно поставить штамп с таким указанием.

Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, не нужно. Закон о контрактной системе этого не требует.

Такие разъяснения приведены в письме Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-854.

По итогам приемки (экспертизы) заказчик может обнаружить недостатки. Например, товары разбиты или испорчены, истек срок годности продуктов питания, услуга оказана не в полном объеме или некачественно. В этом случае документы о приемке не подписывайте, а составьте протокол разногласий, акт расхождений, акт по форме № 0504220. В нем укажите, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом».

19.04.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль