Оплата дополнительных работ

326

Вопрос

У нас заключен государственный контракт на строительство детского сада. (мы - Подрядчик). В ходе выполнения работ были выявлены дополнительные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, а также были внесены изменения в конструктивные решения, которые привели к замене одних видов работ другими (т.е. им ПСД исключаются одни виды работ, и они заменяются другими) с согласия проектной организации. Нами были составлены сметные расчеты на это, они подписаны Заказчиком, работы выполнены, мы предъявили акты о приемке выполненных работ Заказчику. Но Заказчик ответил отказом в их подписании и соответственно в оплате, мотивировав это тем, что предварительно согласованные Заказчиком сметы на доп работы и измененные конструктивы должны пройти государственную экспертизу, указав, что гос заказчик не имеет права работать по сметам, не получив заключение гос экспертизы. Законен ли такой отказ Заказчика?

Ответ

При выполнении дополнительных строительных работ, финансируемых из бюджета, сметная документация также должна пройти экспертизу, в связи с чем, доводы заказчика в данной части, как правило, правомерны.

Дело в том, что при внесении изменений и дополнений в проектно-сметную документацию дополнительных работ и затрат, ведущих к увеличению стоимости строительства, необходимо производить повторное рассмотрение сметной (проектной) документации на предмет достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета – см. Постановление АС ДВО от 20.02.2016 № А73-10933/2015.

Однако, отсутствие экспертизы смета на доп. работы не всегда является безусловным основанием в отказе оплаты работ – см. Постановление АС ЗСО от 17.09.2015 № А70-11814/2014.

Тем не менее, следует помнить, что при выполнении строительных работ по государственным (муниципальным) контрактам цена такого контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением некоторых случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Поэтому выполнение иных работ, не предусмотренных сметой государственного (муниципального) контракта, суды рассматривают как выполнение самостоятельных работ (постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. № 1302/11), не подлежащих оплате – см. Постановление АС ДВО от 23.03.2015 № А04-8408/2013.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Как подрядчику выиграть спор по поводу оплаты выполненных работ;

Как подрядчику согласовать с заказчиком проведение и оплату дополнительных строительных работ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Постановление АС ДВО от 20.02.2016 № А73-10933/2015

<…>

«Требование ООО «НижегородПроектЦентр» об оплате выполненных работ в размере цены контракта (от 23.06.2015исх. 22) оставлено Управлением без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в Арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая данный спор, суды исходили из следующего.

В соответствии со статьями 758,760 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления, передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В рамках рассматриваемого спора, судом установлен факт передачи истцом ответчику документации, разработанной им в связи с исполнением контракта, а также наличие у заказчика работ замечаний к результату работ, по сути сводящихся в не предоставлении подрядчиком результатов государственной экспертизы проектной документации, корректировка которой осуществлялась истцом, и проверки достоверности сметной стоимости строительства.

ООО «НижегородПроектЦентр», в свою очередь, возражает по предъявленным замечаниям к работам, ссылаясь на поручение по контракту работ по доработке и корректировке только рабочей, а не проектной документации, к которой закон не устанавливает требований проведения государственной экспертизы, а также предоставление заключения о достоверности сметной стоимости строительства, выполненного уполномоченной организацией.

Осуществляя проверку указанных доводов, суды пришли к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

По правилам, предусмотренным в пункте 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе (пункт 3.4. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено в пунктах 44,45 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» проектная документация направляется повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для проведения первичной государственной экспертизы.

Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.

Проведенное судом толкование указанных правовых норм, а также пунктов 1.3.1 ,3.2, 4.1.4 контракта, пункта 14 приложения №1, пункта 2.1 приложения №3, содержащего требование о том, что разделы сформированной подрядчиком проектной документации должны быть разработаны, доработаны, скорректированы в объеме, необходимом, для осуществления работ по завершению строительства объекта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008, стало основанием для верного вывода суда, что исполнение подрядчиком обязательств может быть признано надлежащим только при условии получения положительного заключения государственной экспертизы, отсутствие которого не позволяет использовать истцу разработанную (доработанную) проектную документацию по назначению.

Материалы дела не содержат сведений о получении заключения государственной экспертизы проектной документации, корректировка которой осуществилась истцом, несмотря на передачу материалов заказчиком по соответствующему акту в мае 2014 года, что истцом не опровергается.

ГОСТ 21.001-2013. Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Общие положения предусмотрено, что к проектной документации относится совокупность текстовых и графических документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические и иные решения проектируемого здания (сооружения), состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование, требованиям технических регламентов и документов в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства (пункт 3.1.5).

Рабочая документация - совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий (пункт 3.1.6).

В свою очередь, согласно пункту 3.1.7 указанного ГОСТ, проектная, рабочая, отчетная документация по инженерным изысканиям и иная техническая документация, выпускаемая разработчиком для организации, обеспечения и осуществления строительства с учетом применения всех установленных к ней требований объединяется понятием проектной продукции.

В связи с чем, ссылка истца, аналогичная изложенной в кассационной жалобе, на выполнение работ только стадии рабочей документации, государственная экспертиза которой не проводится, не признана судом обоснованной, поскольку в любом случае истцом осуществлялась корректировка и доработка, то есть внесение изменений в проектную документацию, ранее прошедшую государственную экспертизу, целью заключения контракта являлось получение документации, в объеме, необходимом для осуществления работ в соответствии с новыми нормативными требованиями и за счет средств федерального бюджета, что требовало обязательной государственной экспертной оценке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 регламентирован порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета (далее - проверка сметной стоимости, строительство), а также предусмотрено, что проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства осуществляется федеральным государственным учреждением, уполномоченным на осуществление данных действий Министерством регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России).

Приказом Минрегиона России от 13.10.2009 № 474 установлено, что подведомственным федеральным государственным учреждением, уполномоченным на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, является Федеральное государственное учреждение «Главное управление государственной экспертизы».

При внесении изменений и дополнений в проектно-сметную документацию дополнительных работ и затрат, ведущих к увеличению стоимости строительства, необходимо производить повторное рассмотрение сметной (проектной) документации на предмет достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета (Письмо Минрегиона России от 21.06.2011 № 16228-ИП/08).

Поскольку корректировка проектной документации предполагала увеличение сметной стоимости строительства, по признанию суда, подрядчик в соответствии с пунктом 3.2 контракта должен был предоставить заключение о достоверности сметной стоимости строительства в порядке, предусмотренном действующим законодательством, выполненным уполномоченным органом, к которому Нижегородский филиал Федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», на письмо которого ссылался истец, не относится*».

04.04.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.