Возврат товара ненадлежащего качества

37

Вопрос

Купили вещь через интернет, она оказалась бракованной. Можно ли ее вернуть?

Ответ

 Да, можно.

Покупатель может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (п. 4 ст. 503 ГК РФабз. 5 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Вместо отказа от договора покупатель по своему выбору может потребовать от продавца:

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Что надо учитывать при продаже товаров по образцам или дистанционным способом (через интернет-магазин)

«Торговля через интернет-магазин или по образцам позволяет продавцу уменьшить свои затраты (расходы на аренду, фонд оплаты труда и т. п.). Но при таких способах торговли у продавца больше обязанностей, а у покупателей больше прав, чем при обычной розничной торговле. Например, если продавец выставил товар в месте продажи, он обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести этот товар. А покупатель может передумать и вернуть товар без объяснения причин (при обычной розничной торговле продавец обязан обменять качественный товар, который не подошел покупателю, но не обязан принимать обратно, если может предоставить обмен).

Если у покупателя нет возможности осмотреть товар, а выбрать он может только по описанию в каталоге или на сайте, это будет продажа дистанционным способом. Она регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом (утв.постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612; далее – Правила дистанционной продажи).

Кроме того, обоим этим способам торговли посвящены статьи – 497 Гражданского кодекса РФ и 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Дополнительные обязанности у продавца возникают уже на стадии оферты. Так, сама демонстрация товаров в месте продажи признается публичной офертой. Если продавец не собирается продавать какой-либо из выставленных товаров, на нем необходимо явно обозначить, что он не предназначен для продажи (п. 8 Правил продажи по образцам).

При обоих способах продажи договор считается заключенным с момента:

Такие правила установлены в пункте 20 Правил дистанционной продажи и пункте 21 Правил продажи по образцам.

В случае с интернет-магазином это означает, что договор будет считаться заключенным в тот момент, когда пользователь (предварительно указав свои данные и желаемый товар) нажимает на кнопку с надписью «Я принимаю условия продажи товаров», «Подтвердить заказ», «Оформить заказ».

При дистанционном способе продажи покупатель может подтвердить факт покупки дополнительными документами (п. 43 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»):

Когда продавец обязан вернуть покупателю деньги за товар

Покупатель не может ознакомиться с товаром непосредственно в момент заключения договора. Поэтому особенность дистанционной продажи и продажи по образцам заключается в том, что покупатель может без объяснения причин отказаться от исполнения договора (п. 4 ст. 497 ГК РФ).

Срок, когда покупатель может заявить об отказе без объяснения причин, зависит от того, передан товар покупателю или нет (п. 4 ст. 26. 1 Закона о защите прав потребителей):

При возврате товара по этому основанию покупатель должен возместить продавцу необходимые расходы, понесенные в связи с совершением действий по исполнению договора (например, расходы по доставке товара).

Покупатель может вернуть товар надлежащего качества, только если сохранены его товарный вид и потребительские свойства. Кроме того, покупатель должен доказать факт и условия покупки товара.

От возврата застрахованы только продавцы, реализующие товар, наделенный индивидуально-определенными свойствами, если этот товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Например, шкаф-купе, изготовленный по размерам, которые сообщил потребитель. Покупатель не вправе отказаться от такого товара, если он надлежащего качества (абз. 4 п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Если товар некачественный или продавец не передал покупателю необходимую информацию о товаре, порядок возврата товара будет такой же, как и при других способах розничной торговли».

Рекомендация: Что делать продавцу, если покупатель хочет отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и вернуть деньги

«Продавец передал покупателю товар ненадлежащего качества

Если в результате проверки качества товара или экспертизы товара выяснится, что продавец передал покупателю некачественный товар, то покупатель может отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (п. 4 ст. 503 ГК РФабз. 5 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Вместо отказа от договора покупатель по своему выбору может потребовать от продавца:

  • заменить недоброкачественный товар товаром надлежащего качества;
  • соразмерно уменьшить покупную цену;
  • незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара;
  • возместить расходы на устранение недостатков товара.
    • выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара;
    • или получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
    • выпиской с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т. п.,
    • иными документами, подтверждающими перевод денежных средств (например, подтверждением об исполнении распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемым клиенту оператором электронных денежных средств).
    • если товар не передан, то в любое время,
    • если товар передан, то в течение 7 дней после передачи.
  • заменить недоброкачественный товар товаром надлежащего качества;
  • соразмерно уменьшить покупную цену;
  • незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара;
  • возместить расходы на устранение недостатков товара.

Особые правила Закон о защите прав потребителей устанавливает для отказа от исполнения договора розничной купли-продажи технически сложного товара».

29.02.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.