Договор с потребителем

47

Вопрос

Сервисный центр производит ремонт телефонов, телевизоров и т.д. Иногда граждане приходят, заказывают какую – то деталь и не возвращаются. Сервисный центр терпит убытки. Если сервисный центр, будет с потребителем заключать договор, одним из условий, которого будет обязательность внесение предоплаты в размере 30% от стоимости договора. В том случае, если потребитель не возвращается, то сервисный центр может вернуть предоплату частично, за вычетом скажем штрафных санкций за отказ – 10%. Будет ли такое условие законным? И какого рода договор должен быть заключен с потребителем (оказания услуг, поставки)?

Ответ

Нет, условие о взыскании штрафных санкций за отказ будет неправомерным. Можно заключить договор розничной купли-продажи с условием о предоплате или договор возмездного оказания услуг. В случае отказа покупатель должен будет возместить расходы продавца.

Для договора купли-продажи (как самостоятельного договора) цель использования товара не выделена в качестве квалифицирующего признака (п. 1 ст. 454 ГК РФ). Однако для договора поставки она является принципиальной: товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ). Договор поставки Вам не подходит.

На основании ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

В п. 2 ст. 421 ГК РФ установлено, что стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Что надо учитывать при продаже товаров по образцам или дистанционным способом (через интернет-магазин)

«Торговля через интернет-магазин или по образцам позволяет продавцу уменьшить свои затраты (расходы на аренду, фонд оплаты труда и т. п.). Но при таких способах торговли у продавца больше обязанностей, а у покупателей больше прав, чем при обычной розничной торговле. Например, если продавец выставил товар в месте продажи, он обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести этот товар. А покупатель может передумать и вернуть товар без объяснения причин (при обычной розничной торговле продавец обязан обменять качественный товар, который не подошел покупателю, но не обязан принимать обратно, если может предоставить обмен).

Что такое дистанционный способ продажи и продажа по образцам

Способ продажи, при котором покупатель может осмотреть образец товара в месте продажи (в магазине, демонстрационном зале и т. п.), называется продажей товаров по образцам. Он регулируется Правилами продажи товаров по образцам (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918; далее – Правила продажи по образцам).

Если у покупателя нет возможности осмотреть товар, а выбрать он может только по описанию в каталоге или на сайте, это будет продажа дистанционным способом. Она регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом(утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612; далее – Правила дистанционной продажи).

Кроме того, обоим этим способам торговли посвящены статьи – 497 Гражданского кодекса РФ и 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Дополнительные обязанности у продавца возникают уже на стадии оферты. Так, сама демонстрация товаров в месте продажи признается публичной офертой. Если продавец не собирается продавать какой-либо из выставленных товаров, на нем необходимо явно обозначить, что он не предназначен для продажи (п. 8 Правил продажи по образцам).

При обоих способах продажи договор считается заключенным с момента:

  • выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара;
  • или получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Такие правила установлены в пункте 20 Правил дистанционной продажи и пункте 21 Правил продажи по образцам.

В случае с интернет-магазином это означает, что договор будет считаться заключенным в тот момент, когда пользователь (предварительно указав свои данные и желаемый товар) нажимает на кнопку с надписью «Я принимаю условия продажи товаров», «Подтвердить заказ», «Оформить заказ».

При дистанционном способе продажи покупатель может подтвердить факт покупки дополнительными документами (п. 43 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»):

  • выпиской с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т. п.,
  • иными документами, подтверждающими перевод денежных средств (например, подтверждением об исполнении распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемым клиенту оператором электронных денежных средств).

Как не нарушить сроки доставки

При торговле по образцам и дистанционным способом продавец рискует нарушить срок доставки товара. Это может быть вызвано как недочетами в работе почтовых или курьерских служб, так и тем, что у розничного продавца не всегда есть на складе весь ассортимент товаров. Часто только после заказа потребителя продавец в свою очередь заказывает этот товар у производителя или оптового поставщика.

167.4451 (11,17)

Внимание! Если продавец не передал покупателю предварительно оплаченный товар, покупатель вправе требовать возврата денег вместе с неустойкой

Потребитель, который не получил товар вовремя, имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Помимо возврата самой предоплаты придется заплатить неустойку в размере 0,5 процента от суммы предварительной оплаты. Неустойка рассчитывается со дня, когда товар должен был быть передан, до дня передачи товара или возврата предоплаты (п. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей). Неустойка в сумме не может превышать сумму предварительной оплаты.

Чтобы избежать таких последствий, в договоре стоит прописать срок доставки, учитывающий возможные задержки. Например, если продавцу обычно удается доставлять товар в течение двух-трех дней, в договоре можно установить срок доставки, равный семи дням. При этом покупателю можно сообщить, что товар будет доставлен в течение двух-трех дней, а если продавцу не удастся это сделать, он предоставит покупателю скидку или подарок.

Когда продавец обязан вернуть покупателю деньги за товар

Покупатель не может ознакомиться с товаром непосредственно в момент заключения договора. Поэтому особенность дистанционной продажи и продажи по образцам заключается в том, что покупатель может без объяснения причин отказаться от исполнения договора (п. 4 ст. 497 ГК РФ).

Срок, когда покупатель может заявить об отказе без объяснения причин, зависит от того, передан товар покупателю или нет (п. 4 ст. 26. 1 Закона о защите прав потребителей):

  • если товар не передан, то в любое время,
  • если товар передан, то в течение 7 дней после передачи.

При возврате товара по этому основанию покупатель должен возместить продавцу необходимые расходы, понесенные в связи с совершением действий по исполнению договора (например, расходы по доставке товара).*

Покупатель может вернуть товар надлежащего качества, только если сохранены его товарный вид и потребительские свойства. Кроме того, покупатель должен доказать факт и условия покупки товара.

От возврата застрахованы только продавцы, реализующие товар, наделенный индивидуально-определенными свойствами, если этот товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Например, шкаф-купе, изготовленный по размерам, которые сообщил потребитель. Покупатель не вправе отказаться от такого товара, если он надлежащего качества (абз. 4 п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Если товар некачественный или продавец не передал покупателю необходимую информацию о товаре, порядок возврата товара будет такой же, как и при других способах розничной торговли.

17.03.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.