Мероприятие по контролю

69

Вопрос

В отношении организации установлен постоянный госнадзор согласно Положению "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях". В данном положении в качестве мероприятий по контролю предусмотрено, помимо прочего, проведение осмотров зданий, сооружений, помещений объекта повышенной опасности. Вопрос: является ли данный осмотр самостоятельной процедурой, отличающейся от осмотра в рамках КоАП РФ (ст. 27.8. КоАП РФ)? Если ответ: да, отличается, то каким нормативным актом регулируется проведение данного осмотра и какие документы необходимо составить в рамках его проведения. Мнение: Не отличается, иначе в случае выявления административного правонарушения необходимо проводить два осмотра одних и тех же зданий, помещений, где один осмотр будет как мероприятие по контролю, а другой осмотр - как мера обеспечения производства по делу и фиксации доказательств нарушения. Думается, что требования, предъявляемые к осмотрам по ст. 27.8 КоАП РФ должны применяться в любом случае.

Ответ

Да, мероприятие по контролю – обход и осмотр зданий, сооружений, помещений объекта повышенной опасности, территории или частей территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования, является самостоятельной процедурой, отличающейся от осмотра в рамках КоАП РФ. Осмотр, который производится на основании ст.27.8 КоАП РФ является в отличие от осмотра согласно Положению не мероприятием по контролю, а мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Проведение данного осмотра регулируется ст.13.1 Закона № 294-ФЗ, Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 455, Приказом Ростехнадзора от 31.05.2012 № 319.

В рамках проведения мероприятия по контролю руководитель (уполномоченный заместитель руководителя) органа надзора издает приказ о назначении уполномоченных должностных лиц для осуществления постоянного государственного надзора.

Копия данного приказа в срок не позднее 3 рабочих дней после его издания направляется в адрес организации, владеющей объектом повышенной опасности, любым доступным способом с последующим вручением назначенным лицам копии указанного приказа, заверенной печатью органа надзора, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю такой организации.

Результаты проведенного мероприятия отражаются должностными лицами в надзорном деле объекта повышенной опасности в порядке, установленном Приказом Ростехнадзора от 31.05.2012 № 319.

В отношении фактов нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении постоянного государственного надзора, а также причин и условий, способствующих нарушению указанных требований, принимаются предусмотренные законодательством РФ меры, направленные на пресечение, предупреждение и (или) устранение выявленных нарушений обязательных требований. При этом в надзорном деле объекта повышенной опасности делается соответствующая запись, а выписка из указанного надзорного дела направляется уполномоченными лицами руководителю организации, владеющей объектом повышенной опасности, для ознакомления.

В случае выявления административного правонарушения проводить осмотр в рамках ст.27.8 КоАП РФ не понадобится при наличии доказательств, полученных в ходе осмотра, проведенного как мероприятие по контролю. Кроме того, закон не запрещает проведение двух осмотров в рамках Положения и в рамках ст.27.8 КоАП РФ, если возникнет такая необходимость.

Примеры судебных актов представлены в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 13.1. Режим постоянного государственного контроля (надзора)

2. Порядок осуществления постоянного государственного контроля (надзора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), обязаны предоставлять уполномоченным должностным лицам органов государственного контроля (надзора) беспрепятственный доступ к объектам повышенной опасности, производственным объектам (в случае, если юридическое лицо является специализированной организацией, которая включена в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, и осуществляет аффинаж драгоценных металлов, или организацией, осуществляющей сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней), а также к документам и средствам контроля безопасности таких объектов».*

2. Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» (вместе с «Положением о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях»)

«5. Постоянный государственный надзор достигается посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора следующих мероприятий по контролю:

а) обход и осмотр зданий, сооружений, помещений объекта повышенной опасности, территории или частей территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;

8. Назначение должностных лиц органа надзора, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор, осуществляется на основании приказа руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) органа надзора, в котором указываются:

а) фамилии, имена, отчества, должности уполномоченных лиц органа надзора;

б) сведения об организации, владеющей объектом повышенной опасности, в отношении которой установлен режим постоянного государственного надзора, и об объекте повышенной опасности, в отношении которого введен режим постоянного государственного надзора, в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения;

в) сведения о графике проведения мероприятий по контролю, утвержденном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (с указанием реквизитов приказа).

9. Осуществлять постоянный государственный надзор могут руководитель, заместители руководителя органа надзора, начальники, заместители начальников структурных подразделений органа надзора, главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы органа надзора.

10. Копия приказа руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) органа надзора о назначении уполномоченных должностных лиц для осуществления постоянного государственного надзора в срок не позднее 3 рабочих дней после его издания направляется в адрес организации, владеющей объектом повышенной опасности, любым доступным способом с последующим вручением назначенным лицам копии указанного приказа, заверенной печатью органа надзора, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю такой организации.

11. Организация, владеющая объектом повышенной опасности, после получения в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения копии приказа руководителя (заместителя руководителя) органа надзора о назначении уполномоченных должностных лиц для осуществления постоянного государственного надзора обеспечивает беспрепятственный доступ каждого уполномоченного должностного лица на объект повышенной опасности, к документам и средствам контроля безопасности указанного объекта до исключения уполномоченного должностного лица из числа лиц, назначенных осуществлять постоянный государственный надзор.*

12. Обмен документами, сведениями из документов, иной информацией между органом надзора и организациями, владеющими объектом повышенной опасности, может осуществляться с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

13. Мероприятия по контролю, предусмотренные пунктом 5 настоящего Положения, проведенные уполномоченными должностными лицами органа надзора, результаты указанных мероприятий, а также составленные либо полученные при осуществлении постоянного государственного надзора документы и информация отражаются указанными должностными лицами в надзорном деле объекта повышенной опасности в порядке, установленном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

14. В отношении фактов нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении постоянного государственного надзора, а также причин и условий, способствующих нарушению указанных требований, принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, направленные на пресечение, предупреждение и (или) устранение выявленных нарушений обязательных требований. При этом в надзорном деле объекта повышенной опасности делается соответствующая запись, а выписка из указанного надзорного дела направляется уполномоченными лицами руководителю организации, владеющей объектом повышенной опасности, для ознакомления».*

3. Постановление АС ЗСО от 05.12.2014 № А45-2622/2014

«Признавая акт от 09.01.2014 надлежащим доказательством, суды обоснованно исходили из его оформления в соответствии с Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 № 410, а не в рамках применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в предусмотренном статьей 27.8 КоАП РФ порядке.*

При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления».

4. Постановление 2 ААС от 14.09.2010 № А82-4905/2010

«Довод Общества о составлении акта от 19.03.2010 в нарушение пункта 2 статьи 27.8 КоАП РФ без приглашения представителя юридического лица апелляционный суд считает несостоятельным.

Данный документ оформлен не в рамках применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, производимой в порядке, предусмотренном статьей 27.8 КоАП РФ, а в результате осуществления контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог посредством повседневного надзора, регламентируемого положениями статьи 10.2 приказа № 410».*

5. Постановление 5 ААС от 25.01.2016 № А51-17352/2015

«Довод апелляционной жалобы о существенных процессуальных нарушениях, допущенных прокуратурой Ханкайского района при проведении проверки, поскольку законный представитель при осмотре территорий общества и при составлении протокола отсутствовал и не уведомлялся о вызове для участия в осмотре территорий, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.

Статьей 27.8 КоАП РФ предусмотрен порядок осуществления такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

Вместе с тем, проверка проводилось прокуратурой не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-1). Осмотр принадлежащего обществу объекта был осуществлен в рамках прокурорского надзора до возбуждения дела об административном правонарушении».*

6. Постановление 6 ААС от 06.09.2012 № А16-429/2012

«Протоколы обследования таксофонов от 23.03.2012 №№ 04-08/27, 05-08/27, 06-08/27 являются допустимым доказательством, поскольку комиссионно подписаны государственными экспертами по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Биробиджанского территориального отдела Управления Роскомнадзора по Хабаровскому краю и Европейской автономной области.

Кроме того, указанные проверочные мероприятия проводились в рамках систематического наблюдения, а не в ходе производства по делу об административном правонарушении*.

В связи чем, довод заявителя жалобы об отсутствии двух понятых при обследовании таксофоном, апелляционной коллегией судей признается несостоятельным».

7. Постановление 6 ААС от 08.08.2012 № А73-3634/2012

«Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что совершенное обществом административное правонарушение было выявлено в результате рейдового мероприятия, произведенного с целью охраны заказника «Бирский» в соответствии с распоряжением министерства природных ресурсов Хабаровского края от 09.09.2010 № 238, а не в результате мероприятия по контролю при осуществлении государственного экологического надзора, осуществляемого в форме плановых или внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Довод заявителя жалобы о нарушении административным органом положений статьи 27.8 КоАП РФ, регламентирующей порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также порядок составления протокола осмотра подлежит отклонению.

Протокол осмотра от 25.01.2012, составленный не в рамках дела об административном правонарушении, а в рамках контрольного рейдового мероприятия, фактически является актом осмотра и его следует отнести к иным видам доказательств, имеющих значение для производства по делу об административном правонарушении.*

В соответствии с часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт указания в протоколе осмотра территории от 25.01.2012 на присутствие понятых не подтверждает того, что данный протокол составлен на основании КоАП РФ, так как и протокол осмотра особо охраняемой природной территории может быть составлен в присутствии понятых, что не запрещено законодательством».

15.03.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.