Содержание имущества

246

Вопрос

Обязаны ли органы местного самоуправления (их организации) принять на баланс и обслуживание трубопровод, расположенный вне границ участка собственника. До настоящего времени обслуживание полное осуществляет коммерческая организация.

Ответ

Органы местного самоуправления обязаны принять на баланс трубопровод, в случае, если данный трубопровод является бесхозным, т.е. не имеющим собственника.

Дело в том, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в т.ч. организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения (ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Если трубопровод является бесхозным, то в силу ст. 225 ГК РФ он принимается на учет органом местного самоуправления, с последующим оформлением права собственности муниципалитета на данное имущество.

При этом, если трубопровод относится к бесхозяйному имуществу, то следует учитывать, что бремя содержания бесхозяйных недвижимых вещей возникает у муниципального образования до приобретения права собственности на них. Так в Постановлении ФАС УО от 15.10.2012 № А50-22909/2011, судом сделан вывод, что независимо от того, принималось или нет бесхозное имущество в муниципальную собственность, собственником данного имущество является именно муниципальное образование в силу закона (иной собственник, законный владелец в данном случае отсутствует), следовательно, именно муниципальное образование должно нести расходы по его содержанию (см. также Определение Верховного суда РФ от 21.04.2010 № 47-ВПР10-1, Постановление 03ААС от 13.12.2012 № А69-1089/2012, Постановление 8ААС от 22.08.2013 № А70-1576/2013).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 8ААС ОТ 22.08.2013 № А70-1576/2013

«В силу статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Гражданско-правовая ответственность органа местного самоуправления, предусмотренная данными нормами, должна наступать при установлении судом наличия состава правонарушения, включающего в себя установление факта причинения вреда, причинно-следственной связи между понесенными убытками и противоправным (виновным) поведением лица, причинившего вред, документального подтверждения размера убытков.

Недоказанность хотя бы одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

Как следует из материалов дела в период с августа 2012 года по декабрь 2012 года истец произвел ремонт 15 тепловых сете, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Олимпийская, 11, ул. Чернышевского, 1, ул. Мельникайте, 132, ул. Водопроводная, 15, ул. Луначарского, 47, ул. Челюскинцев, 29, ул. Московский тракт, 138, ул. Ленинградская, 76, 78, ул. Л. Толстого, 60, ул. Бастрыгина, 26, ул. Индустриальная, 5 а, ул. Коммунаров, 24, ул. Минская, 12, ул. Немцова, 4, ул. Бастрыгина, 14-16.

В спорный период тепловые сети не принадлежали на праве собственности или ином законном владении, следовательно, относились к бесхозяйному имуществу.*

Статьей 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

Между тем, в пункте 4 статьи 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Аналогичное положение закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования городской округ г. Тюмень.

Таким образом, на основании Закона № 131-ФЗ и устава муниципального образования ответчик обязан осуществлять теплоснабжение населения. Тепловые сети, обеспечивающие теплоснабжение поселений, относятся к социально значимым объектам.

В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление № 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно пункту 1 приложения № 3 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу.

При разделении государственной собственности в 1991 году тепловые сети городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) отнесены либо к федеральной, либо к муниципальной собственности.

Следовательно, в настоящем случае, тепловые сети города Тюмени (за исключением входящих в состав имущества предприятия) подлежали передаче в муниципальную собственность и не могут являться бесхозяйными, поскольку не подпадают под легальную дефиницию такого имущества, приведенную в пункте 1 статьи 225 ГК РФ.

В силу изложенного, то обстоятельство, что в городе Тюмени есть объекты теплосетевого хозяйства, числящиеся как бесхозяйные, не свидетельствует о том, что они действительно являлись таковыми, поскольку в силу закона они подлежат отнесению к муниципальному имуществу после выполнения определенных процедур.

Администрацией города Тюмени распоряжением № 1283 - рк от 30.08.2007 утвержден Порядок выявления, постановки на учет и обслуживания бесхозяйных вещей на территории города Тюмени. Поскольку бесхозяйные тепловые сети были выявлены до декабря 2012 года, то суд апелляционной инстанции считает, что подлежит применению Порядок выявления, постановки на учет и обслуживания бесхозяйных вещей на территории города Тюмени в редакции распоряжения Администрации города Тюмени от 24.09.2012 № 516-рк.

Согласно пункту 3.1. Порядка выявления, постановки на учет и обслуживания бесхозяйных вещей на территории города Тюмени выявление бесхозяйных недвижимых вещей и передача в департамент имущественных отношений информации об их выявлении осуществляется управами административных округов, а в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства также департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее - департамент городского хозяйства).

Выявление бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется путем их непосредственного обнаружения на территории соответствующего административного округа города Тюмени, а также на основании обращений физических и юридических лиц (пункт 3.2.).

После сбора необходимой информации департамент имущественных отношений принимает меры по постановке выявленного имущества на учет бесхозяйных недвижимых вещей в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия технической документации, необходимой для постановки выявленного имущества на учет бесхозяйных недвижимых вещей, департамент имущественных отношений обеспечивает проведение технической инвентаризации выявленного объекта (пункт 3.4.).

Пунктами, 3.5, 3.6. Порядка выявления, постановки на учет и обслуживания бесхозяйных вещей на территории города Тюмени после постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, с целью обеспечения ее сохранности и эксплуатационной пригодности, а также предотвращения возникновения угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан, департамент имущественных отношений направляет соответствующую техническую документацию для организации технического обслуживания и ремонта бесхозяйных недвижимых объектов в департамент городского хозяйства (в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства) либо в управы административных округов. По истечении года с момента постановки выявленного имущества на учет бесхозяйных недвижимых вещей департамент имущественных отношений обращается в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Таким образом, ответчик, как лицо обязанное решать вопросы о теплоснабжении населении города Тюмени, должен принимать меры по оперативному выявлению бесхозяйных недвижимых вещей (департамент городского хозяйства, управы административных округов) и включению (Департамент имущественных отношений) тепловых сетей в состав муниципальной собственности с целью сохранения их в состоянии пригодном для осуществления нормального теплоснабжения населения.

При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что выявление бесхозяйных тепловых сетей должно производится не только по заявлениям заинтересованных лиц в случае аварии, но и в порядке каждодневной работы муниципальных органов. Исполняя социально значимые функции по организации нормального функционирования теплоснабжения населения, муниципальные органы должны были полностью установить всю тепловую систему города и определить теплосетевое организации для их обслуживания.*

Из материалов дела следует, что о существовании спорных бесхозяйных тепловых сетей стало известно только после случившихся на них аварий. Из 15 выявленных бесхозяйных объектов на учет Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области были постановлены в качестве бесхозяйных объектов только 4 теплотрассы, расположенные по улицам Немцова, 4 (16.05.2012), тп1- ул. Мельникайте, 132 (11.04.2012), тп 1 – ул. Луначарского, 47 (20.01.2012), тп1 – ул. Олимпийская, 11 (16.05.2012). Тепловая сеть, включающая 3 тепловые камеры, протяженностью 212,2 м., расположенная по ул. Чернышевского, 1 признана муниципальной собственностью 26.12.2012. В отношении остальных спорных объектов ответчиком не приняты соответствующие меры.

Таким образом, ответчик, как лицо, на котором лежит обязанность по решению вопросов теплоснабжения (статья 14 Закона № 131-ФЗ), мог и должен был принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности спорных тепловых сетей. Факт наделения Муниципального образования соответствующими полномочиями подтверждается постановлением от 27.12.1991 № 3020-1 и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп.

Муниципальное образование не приняло необходимых мер своевременно, в связи с чем не смогло передать спорные тепловые сети лицу, которое обеспечивало бы их эксплуатацию и производило бы соответствующие платежи Обществу.*

Кроме того, в силу части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Из указанных норм права следует, что до момента регистрации права собственности на бесхозяйные тепловые сети орган местного самоуправления обязан в течение 30 дней с даты выявления таких сетей определить теплоснабжающую организацию, которая должна обслуживать сети, и, соответственно, включить расходы по обслуживанию бесхозяйных сетей в тарифы соответствующей организации. После выполнения указанных действия орган местного самоуправления должен предпринимать действия по признанию права собственности на бесхозяйные сети, как того требует статья 225 ГК РФ.

При этом необходимо учитывать, что бремя содержания бесхозяйных недвижимых вещей возникает у муниципального образования до приобретения права собственности на них. Обязанность по несению расходов на содержание бесхозяйной вещи возникает не с моментом постановки её на учет в качестве бесхозяйной, а ранее, поскольку принятие мер по сохранности имущества требуется уже с момента ее обнаружения.*

Следовательно, муниципальное образование несет обязанность по несению расходов на содержание бесхозяйных теплотрасс с момента обнаружения факта их заброшенности до момента определения теплоснабжающей организации, которая должна обслуживать сети и включения расходов по обслуживанию бесхозяйных сетей в тарифы соответствующей организации.*

Оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Администрация не приняла мер по передаче спорных тепловых сетей лицу, которое обеспечило бы их эксплуатацию и содержание».

15.03.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль