Проверка состояния противопожарной безопасности

26

Вопрос

В 2015 году была проведена проверка состояния противопожарной безопасности в здании больницы с круглосуточным пребыванием пациентов. В соответствии с актом проверки было установлено нарушение п.п. 4.2.2. п. 4.2. раздела 4 СП 1.13130.2009, а именно подвальный этаж не имеет второго эвакуационного выхода. Здание построено в 2005 году (т.е. до введения СП 1.13130.2009). В подвале здания дополнительно предусмотрено 2 непосредственных выхода на улицу, однако высота выходов составляет 1,2 метра, что не соответствует СП 1.13130.2009. По акту проверки Прокуратурой, в защиту интересов неопределенного круга лиц был направлен иск в суд об обязании совершить определенные действия, в число которых включено устройство второго эвакуационного выхода из подвального помещения. Подвал здания представляет собой одно сплошное помещение с единственным выходом на улицу, выходов (люков) на первый этаж не предусмотрено. В помещении расположены все коммуникации здания, поэтому проход в полный рост человека возможен только в местах, в которых коммуникации не предусмотрены. В помещении люди находятся только при проведении ремонта в случае аварии систем водопровода, канализации и т.д.1) Является ли такое помещение подвалом или цокольным этажом в соответствии действующим законодательством?2) Существует ли нормативный акт регламентирующий применение требований СП 1.13130.2009 к правоотношениям возникшим до введения его в действие? 3) Правомерны ли действия контролирующих органов в такой ситуации?

Ответ

1. Отнесение помещения к подвальному или расположенному на цокольном этаже осуществляется в соответствии с технической документацией на здание (технический, кадастровый паспорта). Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37:

этаж подвальный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения;

этаж цокольный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.

2. Нормативного акта, регламентирующего применение требований СП 1.13130.2009 к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, не существует. Однако по вопросу применения изложенных в нем требований к зданиям, введенным в эксплуатацию до его принятия, существуют противоположные позиции.

Так, некоторые суды, ссылаясь на ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ указывают на неприменение новых требований к таким зданиям (Постановление ФАС СКО от 18.04.2014 № А32-39915/2012).

Также имеется мнение, что факт принятия указанного Свода правил после постройки и введения в эксплуатацию здания не освобождает от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при его эксплуатации и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности (Постановление 3 ААС от 14.08.2015 № А33-2591/2015).

3. Действия контролирующих органов в указанной ситуации могут быть признаны правомерными, если будет установлено (доказано), что здание было запроектировано и построено не в соответствии с ранее действовавшими требованиями, его дальнейшая эксплуатация приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, а также того, что на спорном объекте проводились реконструкция или капитальный ремонт после принятия Федерального закона № 123-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 08.07.2013 № 08-2135-КЛ «О направлении разъяснений» (вместе с Письмом Минэкономразвития России от 10.04.2013 № ОГ-Д23-1982 «О государственном кадастровом учете зданий, сооружений»)

«Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам ФГБУ «ФКП Росреестра» полагает возможным отметить следующее.

1. По вопросу постановки на государственный кадастровый учет помещений, расположенных на крыше (кровле) здания.

Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37 (далее - Инструкция), к этажам жилых домов относят:

этаж подвальный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения;*

этаж цокольный - этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений (приложение № 1 обязательное, СНиП 2.08.01-89*).*

Также, согласно Инструкции, этажность жилого дома должна определяться по числу надземных этажей. При определении этажности в число надземных этажей включаются цокольные этажи, если верх перекрытия цокольного этажа возвышается над уровнем планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Первым надземным считается этаж, пол которого находится не ниже уровня планировочной земли».

2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

«Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности

4. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению».*

3. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

«Статья 16.1. Правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов

4. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов*. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов».

4. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

«Статья 42. Заключительные положения

1. Требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям:

1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;».*

5. Постановление АС ВВО от 19.01.2015 № А38-166/2014

«Федеральным законом № 123-ФЗ определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ).

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (части 2, 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ).

Как установили суды, Общество использует здания, введенные в эксплуатацию в 1975 - 1985 годах, то есть до введения в действие СНиП 21-01-97*. Пункты 5.14*, 7.22*, 6.24*, 6.26*, 6.29, 6.34*, 6.35* СНиП 21-01-97, содержат требования не режимно-эксплуатационного, а объемно-планировочного характера. В этой связи Общество, эксплуатирующее здания, введенные в эксплуатацию в 1975 - 1985 годах, то есть до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта зданий соблюдать требования данных правил.

Доказательства того, что указанные здания были запроектированы и построены не в соответствии с ранее действовавшими требованиями, их дальнейшая эксплуатация приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, а также того, что на спорных объектах проводились реконструкция или капитальный ремонт после принятия Федерального закона № 123-ФЗ, в материалах дела отсутствуют*.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод, что у Управления отсутствовали основания возлагать на Общество исполнение предписания в части пунктов 5, 6, 7, 8, 9, 13, 22, 32, 33, 34, 39, 58, 68, 69, 70, 80 и 81.

Суды обоснованно отклонили ссылку Управления на нарушение Обществом Свода правил.

Согласно пункту 1.1 Свода правил он является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.

Из предисловия Свода правил следует, что цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона № 184-ФЗ сводом правил является документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р. Свод правил в данный перечень не включен.

На основании части 4 статьи 16.1 Федерального закона № 184-ФЗ неприменение Свода правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о необоснованности пунктов 12, 38, 48 и 72 оспариваемого предписания».

6. Постановление 3 ААС от 14.08.2015 № А33-2591/2015

«Апелляционная коллегия находит ссылки на указанные обстоятельства неправомерными ввиду следующего.

Материалами дела подтверждается, что здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, пер. Тихий, 18, построено в 1961 году, то есть до принятия указанных в предписании правил.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.1 СП 1.13130.2009 указанный свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.

Согласно пункту 1.2 СП 1.13130.2009 требования настоящего свода правил не применимы только к зданиям специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок).

Следовательно, факт принятия указанного Свода правил после постройки и введения в эксплуатацию указанного выше здания не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при его эксплуатации и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.*

Кроме того, в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Из материалов дела следует, что в период с декабря 2013 года по ноябрь 2014 года в здании МБОУ СОШ № 79 проводился капитальный ремонт в соответствии с заключенным между Главным управлением образования администрации города Красноярска и ООО «Интеко-Строй» муниципальным контрактом от 05.08.2013 3 55, в рамках реализации ДЦП «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае» на 2011 - 2013 годы и ДГЦП «Безопасность образовательных учреждений» на 2012 - 2014 годы. Акт ввода в эксплуатацию после капитального ремонта от 10.11.2014.

Проектом по капитальному ремонту, в том числе, была предусмотрена облицовка ступеней маршей лестничных клеток здания. Работы по облицовке относятся к ремонтным работам капитального характера, следовательно, учреждением, при проведении ремонтных работ ступеней маршей лестничных клеток здания, должно было быть предусмотрено приведение размеров ступеней в соответствие с требованиями СП 1.13130.2009.

По мнению подателя апелляционной жалобы, у МБОУ СОШ № 79 при проведении работ по облицовке имелась возможность изменения геометрических размеров ступней и, как следствие, возможность приведения их в соответствие требованиям пожарной безопасности».

7. Постановление АС ПО от 21.08.2014 № А55-27156/2013

8. Постановление ФАС СКО от 18.04.2014 № А32-39915/2012

09.03.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль