Предоставлении на своих объектах спорта посетителям последних бесплатной публичной сети wifi

55

Вопрос

1) Какие требования закона (иных правовых актов) должно соблюсти Учреждение при предоставлении на своих объектах спорта посетителям последних бесплатной публичной сети wifi".2) Вправе ли при подключении требовать посетителя заполнить форму с его персональными данными в целях а) Идентификации пользователя; б) Направления рекламы.

Ответ

1. Учреждение должно соблюсти законодательство о персональных данных, если будет их запрашивать и обрабатывать. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ обработка персональных данных допускается только с согласия на это субъекта персональных данных.

Учреждение не должно проводить никаких действий по авторизации и идентификации посетителей объектов спорта, т.к. данные объекты не являются пунктами коллективного доступа.

В соответствии с п. 24.1 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 в случае заключения срочного договора об оказании разовых услуг по передаче данных в пунктах коллективного доступа оператор связи осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими оконечного оборудования.

2. Да, Учреждение вправе требовать посетителя заполнить форму с его персональными данными в целях идентификации пользователя и направления ему рекламы. При этом, в условиях (правилах) необходимо прописать, что, заполняя форму, пользователь дает согласие получать рекламу.

Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено (п. 1 ст. 15 Закона № 152-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья: Компания использует персональные данные клиентов. Кому их можно передать без согласия субъекта

«СОГЛАСИЕ КЛИЕНТА НА ОБРАБОТКУ ДАННЫХ В РАМКАХ ДОГОВОРА НЕ ДАЕТ ПРАВА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ В МАРКЕТИНГОВЫХ ЦЕЛЯХ

Достаточно часто кредитные организации при использовании персональных данных физических лиц в маркетинговых целях допускают нарушения требований законодательства о защите персональных данных. Впрочем, субъектами таких правонарушений выступают не только кредитные организации, но и операторы сотовой связи, магазины розничной торговли и иные хозяйствующие субъекты.

Требования законодательства при регулировании данной сферы общественных отношений являются определенными и однозначными. Так, обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного получения согласия субъекта персональных данных (ст. 15 Закона № 152-ФЗ). Обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных лишь в том случае, если оператор (хозяйствующий субъект) не докажет, что такое согласие было им получено в установленном порядке.*

Как уже было сказано выше, получение согласия субъекта на обработку персональных данных не требуется, если такая обработка непосредственно связана с исполнением и (или) заключением договора. Очевидно, что достижение маркетинговых целей юридического лица не связано с исполнением обязательств по заключенному договору.

Таким образом, ситуация представляется достаточно однозначной: хозяйствующий субъект не вправе использовать персональные данные физического лица в маркетинговых целях для продвижения своего продукта без предварительного согласия этого дица.

Однако на практике перед правоприменителем нередко возникает дилемма, связанная с тем, что физическое лицо ранее уже предоставило оператору свои персональные данные, и оператор ссылается на это обстоятельство как на подтверждение правомерности своих действий.

Для разрешения этой ситуации следует иметь в виду, что последующее использование персональных данных в маркетинговых целях никак не связано с исполнением договора, стороной или выгодоприобретателем которого является физическое лицо. Ведь изначально оно предоставило оператору свои персональные данные для совершенно иных целей. Следовательно, для использования персональных данных в целях рекламы нового продукта оператору необходимо вновь получить согласие физического лица на обработку его данных. В противном случае привлечение оператора к административной ответственности представляется обоснованным.

Также стоит сказать и о возникновении коллизионных отношений в ситуации, когда оператор персональных данных сталкивается с требованием уполномоченного органа или должностного лица предоставить персональные данные о физических лицах. Как правило, лицами, требующими такую информацию, являются судебные приставы-исполнители, которые в рамках предоставленных им полномочий осуществляют функции по розыску должников.

До определенного момента арбитражные суды принимали доводы привлеченных к административной ответственности операторов персональных данных о том, что судебные приставы-исполнители не вправе запрашивать (а операторы, соответственно, не вправе предоставлять) информацию о персональных данных физических лиц без их согласия (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 01.12.2010 по делу № А39-2063/2010Северо-Кавказского округа от 18.01.2012 по делу № А53-4649/2010).

Суды, отменяя постановление о привлечении операторов к административной ответственности за непредставление данных, исходили из недопустимости подмены судебным приставом функций правоохранительных органов.

Однако ситуация коренным образом изменилась, когда несколько таких споров дошли до Высшего арбитражного суда РФ. Так, в одном из дел ВАС РФ указал, что запрос персональных данных входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, а потому отказ в предоставлении ему таких данных неправомерен (постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 по делу № А12-23512/2010).

Схожая позиция была отражена и в других делах. Так, в одном споре с оператором связи суд указал, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках возбужденного исполнительного производства, имеет право запрашивать информацию, имеющую непосредственное отношение к исполнению судебных актов, в частности, о зарегистрированных абонентских номерах должника (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011 по делу № А07-770/2011).

Учитывая изложенное, можно сделать ряд выводов. Во-первых, даже прямое указание в законодательстве на возможность обработки персональных данных без согласия субъекта на практике в ряде случаев оказывается нежизнеспособным и зачастую ведет к привлечению оператора связи к административной ответственности.

Во-вторых, однократное предоставление субъектом своих персональных данных не означает возможность дальнейшего использования этих данных в маркетинговых целях для заключения новых договоров.

И в-третьих, запросы уполномоченных органов о предоставлении им сведений, составляющих персональные данные физических лиц, правомерны и подлежат исполнению, поскольку в этом случае не происходит подмены ими функций правоохранительных органов».

25.02.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль