Рекламное агентство занимается разработкой макетов для наружной рекламы с последующим их размещением на средствах наружной рекламы

109

Вопрос

Рекламное агентство занимается разработкой макетов для наружной рекламы с последующим их размещением на средствах наружной рекламы. Но зачастую клиенты доходят до стадии когда мы для них разрабатываем дизайн макет - а потом они с ним уходят и изготавливают и размещают в другой компании. Отметим, что как правило в целях завлечения клиентов разработка дизайн- макета осуществляется аналогичными нам фирмами бесплатно. ВОПРОС: какой правовой механизм(в виде документа) можно предусмотреть чтобы тот дизайн- макет, который мы разработали не мог уйти в "чужие руки" в целях изготовления и размещения??? Ну т.е. установить некий запрет на пользование этого макета у других изготовителей (а также его переработку до определенного степени смешения) а в случае если будет установлено что они его использовали где то то какие то санкции. 

Ответ

Необходимо в договоре прописать, что исключительные права на дизайн-макет принадлежат рекламному агентству, установить запрет на использование этого макета у других изготовителей.

В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ дизайн-макет является объектом авторских прав. Исключительные права на него изначально принадлежат рекламному агентству. Клиенту можно передать часть прав по лицензионному договору. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).

В случае незаконного использования макета можно будет привлечь клиента к ответственности по ст. 1301 ГК РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья: Авторские права на дизайн защищаются независимо от наличия регистрации в качестве промышленного образца

«Компания, занимающаяся оптовыми продажами посуды, заказала серию рисунков «Цветы» для последующего нанесения на некоторые свои изделия, в том числе рисунок под названием «Красный горох с цветами». Но буквально через несколько месяцев после старта продаж она обнаружила, что другая организация продает посуду с точно таким же дизайном. Компания подала иск к нарушителю о запрете совершать любые действия по введению в гражданский оборот на территории России посуды со спорным дизайном (дело № А40-151961/12). В рамках этого дела стороны заключили мировое соглашение, по которому ответчик отказался распространять посуду с рисунком «Красный горох с цветами», в том числе на своем сайте. Но через некоторое время истец снова подал иск, на этот раз о взыскании компенсации в размере 2 млн рублей. Причем все за то же нарушение исключительных прав на дизайн посуды под названием «Красный горох с цветами». Свое решение обратиться в суд повторно истец обосновал тем, что за этот период у него существенно снизился объем продаж посуды со спорным рисунком.

В чем заключался основной вопрос

Требования истца основывались на том, что ответчик нарушил его исключительные права на дизайн рисунка. При этом истец не указал, в каком качестве должны защищаться его права на дизайн: как объект патентных прав (промышленный образец) или как объект авторских прав.*


На момент рассмотрения дела действовала прежняя редакция Гражданского кодекса, согласно которой под промышленным образцом понималось художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид (п. 1 ст. 1352 ГК РФ).

Защита при отсутствии регистрации в качестве промышленного образца. Дело в том, что на практике правообладатели часто регистрируют дизайн упаковок, товаров и других предметов как промышленный образец . Под промышленным образцом понимается решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным (п. 1 ст. 1352 ГК РФ). Но есть важный нюанс: исключительное право на промышленный образец признается и охраняется только при наличии государственной регистрации (ст. 1353 ГК РФ). То есть в случае отсутствия такой регистрации права на промышленный образец защитить невозможно. Поэтому и в практике некоторых судов встречается позиция, что дизайн охраняется, только если он был зарегистрирован как промышленный образец (например, постановления ФАС Московского округа от 12.04.10 по делу № А40-62908/09-26-567от 22.08.06 по делу № А40-23428/04-51-319).

В то же время другие суды считают, что для защиты исключительных прав на произведение дизайна не обязательно, чтобы он был зарегистрирован как промышленный образец (постановление ФАС Уральского округа от 01.09.11 по делу № А60-45012/2010). Такая позиция обосновывается тем, что авторские права на дизайн тоже подлежат защите: авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ). А значит, произведение дизайна тоже является объектом авторского права и, следовательно, права на него должны защищаться».

«Значение постановления Суда по интеллектуальным правам

Суд по интеллектуальным правам сделал важный вывод о том, что если авторские права на дизайн существуют, то они в любом случае должны защищаться независимо от оформления дизайна в качестве промышленного образца. Поэтому постановление от 13.11.14 по делу № А66-6209/2013 поможет правообладателям защитить свои исключительные права на дизайн (например, на упаковках, товарах и т. д.) в тех случаях, когда они не были зарегистрированы как промышленный образец*».

16.02.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.