Таможенная проверка

328

Вопрос

У нас есть сертификат соответствия на товар (данный сертификат подтверждает соответствие товара требованиям технических регламентов). После проведенной внутренней проверки выяснилось, что данный сертификат отсутствует в едином реестре сертификатов соответствия (даже в отозванных сертификат не фигурирует).1. Могут ли таможенные органы проводить проверки по поставкам, которые были в прошлом периоде (то есть поднять документы по прошедшим поставкам и самостоятельно инициировать по ним проверку)? 2. Если наш сертификат нигде не значится (ни в каком реестре), то наш товар признается не сертифицированным?3. Если товар будет признан не сертифицированным, какие последствия для организации в данном случае (штрафы, конфискация товара и т.д.)? 4. Имеется ли в данном случае возможность привлечь в качестве стороны организацию, которая делала нам сертификат? и переложить все негативные последствия на нее?

Ответ

1. Таможенные органы могут проводить проверки по поставкам, которые были в прошлом периоде. Законом такая возможность не ограничена. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (глава 18 ТК ТС).

Основания для проведения выездной таможенной проверки установлены в ст.132 ТК ТС. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства РФ о таможенном деле составляет два года со дня совершения административного правонарушения, в связи с чем, вероятность проверок наиболее высока именно по поставкам в пределах 2-х лет.

2. Отсутствие сведений о сертификате в реестре сертификатов не означает, что товар является несертифицированным. Данный факт является основанием для сомнений в достоверности и действительности определенного сертификата, в связи с чем, могут быть запрошены сведения о выдаче определенного сертификата в органе по сертификации, выдавшем сертификат.

3. Если товар будет признан несертифицированным имеются риски привлечения виновных лиц к административной ответственности по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ. Наказание по данному составу правонарушения предусмотрено в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

4. В случае возбуждения дела об административном правонарушении привлечь в качестве стороны организацию, которая делала сертификат, нельзя, т.к. административное производство ведется в отношении конкретного лица. Однако она может быть привлечена в качестве свидетеля по делу.

При наличии договорных отношений с организацией, которая делала сертификат, и доказанности недействительности сертификата, т.е. нарушения обязательств, пострадавшая организация вправе заявить требование о возмещении причиненных ненадлежащим исполнением обязательств убытков (ст.15 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Статья 122. Таможенная проверка

3. При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;*

Статья 131. Камеральная таможенная проверка

1. Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

2. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

3. Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Статья 132. Выездная таможенная проверка

1. Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (далее - объекты проверяемого лица).

2. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

3. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

4. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:*

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза;

2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза;

3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;

5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

6) иные основания, предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза.

5. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

6. В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

7. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения».

«Статья 26. Организация обязательной сертификации

2. Орган по сертификации:

выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия*, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;».

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза
  2. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
  3. Постановление ВС РФ от 13.01.2016 № А41-21/2015

«Как установлено судами, во исполнение внешнеторгового контракта на территорию Российской Федерации ввезен товар "автомобильные запчасти торговых марок HYUNDAI, MAZDA, MITSUBISHI, SUBARU, SUZUKI, TOYOTA, ISUZU, RBI, MUSASHI, TAIHO, MEYLE, HONDA, DAIHATSU, KOYO, TRW, NDC, DEPO, NSK, MITSUBOSHI, ELRING, HINO, GMB, NACHI, DENSO, BREMI, ROCKY, HENGST, TEIKIN, RIKEN, VOLKSWAGEN, KIA, TOYOTA FORKLIFT, RIK, KYOSAN, NTN, HELLA, DBA, EXEDY, FORD".

В целях таможенного оформления товара декларантом поданы ДТ № 10002010/120213/0007116, 10002010/140213/0007652, 10002010/170213/0008105, 10002010/180213/0008265, 10002010/130213/0007405, 10002010/1780213/0008401, 10002010/160213/0007964, 10002010/160213/0008065, в графе № 44 которых указан сертификат соответствия № C-JP.АГ83.B.09958 сроком действия с 13.11.2012 по 12.11.2015.

С целью проверки правомерности получения обществом указанного сертификата таможня направила письма в адрес ООО «ТОЙОТА МОТОР» и «Toyota Motors Corp.» («Lexus»), которые в своих ответах указали, что обществу данный сертификат не выдавался.

Таможня также запросила соответствующую информацию в Федеральной службе по аккредитации, из ответа которой следовало, что в нарушение порядка, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2006 № 201 «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений», в едином реестре сертификатов соответствия отсутствуют сведения о сертификате соответствия от 13.11.2012 № C-JP.AT83.B.09958.

Таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного сертификата. Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.05.2014 по делу № А40-16001/2014 сертификат соответствия № C-JP.АГ83.B.09958 признан недействительным в силу его несоответствия Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании) и нарушения порядка его выдачи.

В связи с указанными обстоятельствами таможня 19.11.2014 составила в отношении общества протоколы об административных правонарушениях и вынесла постановления от 03.12.2014 по делам об административных правонарушениях № 10002000-2520/2014, 10002000-2532/2014, 10002000-2525/2014, 10002000-2534/2014, от 04.12.2014 по делам об административных правонарушениях № 10002000-2523/2014, 10002000-2535/2014, от 05.12.2014 по делам об административных правонарушениях № 10002000-2530/2014, 10002000-2531/2014, которыми привлекла общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в виде 100 000 рублей штрафа по каждому из данных постановлений.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Согласно пункту 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

На основании пункта 5 части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

Статьей 29 Закона о техническом регулировании установлено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии статьей 30 Закона о техническом регулировании.

В соответствии со статьей 25 Закона о техническом регулировании сертификат соответствия включает в себя следующие данные: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект - наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия сертификата соответствия.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, Законом о техническом регулировании, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», суды пришли к выводам о наличии в действиях общества события и состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, вины общества в совершении правонарушения, соблюдении таможней порядка привлечения к административной ответственности, отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ и назначения наказания ниже нижнего предела санкции указанной статьи».*

09.02.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль