Признание права собственности

65

Вопрос

Во времена СССР некому СМУ было передано недвижимое имущество на праве хозуправления (кто являлся собственником этого имущество неизвестно, документы отсутствуют). В 90-х годах СМУ было ликвидировано и данное недвижимое имущество передано Госпредприятию, ныне действующему. При этом в акте передаче не указывалось, на каких правах передается данное имущество ГП. Документов, подтверждающих право собственности кого-либо из субъектов (федеральное имущество, муниципальное или иное и т.п.) не сохранилось вообще. Возможно ли приобретение этого имущества в собственность ГП.?

Ответ

Регистрация права собственности на недвижимое имущество за унитарным предприятием маловероятна.

В административном порядке, Росреестр сможет отказать в регистрации права, ссылаясь на отсутствие оснований в возникновении права собственности у предприятия.

При этом, даже в случае, если предприятие будет ссылаться на то, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о госрегистрации (до 31 января 1998 года), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации (п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации), Росреестр может отклонить данные доводы.

Это объясняется тем, что государственное унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что собственником ее имущества выступает публично-правовое образование – государство (в лице Российской Федерации или ее субъекта) либо муниципальное образование. Само предприятие обладает ограниченным вещным правом на такое имущество – правом хозяйственного ведения либо правом оперативного управления.

При этом, приобретение права собственности на недвижимое имущество унитарным предприятием прямо не предусмотрено законом (п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21).

В свою очередь, как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 в соответствии с п.1, 2 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого п.1 ст.216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

В приказе Росрегистрации от 08.06.2007 № 113 отражено, что учитывая положения статьи 299 ГК РФ, государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

Если же предприятие обратится в суд с иском о признании права оперативного управления или хоз.ведения суду необходимо будет установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника учреждения (п.6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22). В отсутствии у собственника предприятия права собственности на имущество, в удовлетворении иска может быть отказано – см. «Иск о признании права собственности. В каких ситуациях этот способ защиты может быть эффективным».

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Исковое заявление в арбитражный суд о признании права собственности на недвижимое имущество;

Исковое заявление в арбитражный суд о признании права собственности по приобретательной давности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Чем унитарное предприятие отличается от иных организационно-правовых форм юридических лиц

«Государственное или муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что собственником ее имущества выступает публично-правовое образование – государство (в лице Российской Федерации или ее субъекта) либо муниципальное образование.

Само предприятие обладает ограниченным вещным правом на такое имущество – правом хозяйственного ведения либо правом оперативного управления. В связи с этим можно выделить два вида предприятий:

  • основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
  • основанные на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Иногда унитарные предприятия ошибочно отождествляют с государственными корпорациями либо государственными компаниями. Государственная корпорация и государственная компания – это самостоятельные организационно-правовые формы юридических лиц, причем и первая, и вторая – некоммерческие организации.*

Общие особенности унитарных предприятий

Главная особенность унитарного предприятия состоит в том, что ему необходимо получать согласие собственника его имущества практически на все основные действия, которые предприятие совершает в процессе хозяйственной деятельности.

Так, унитарное предприятие обязано получать согласие на следующие действия:

Помимо этого собственник имущества унитарного предприятия:

  • определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В этом проявляется одна из особенностей унитарного предприятия: план (программа) финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это документ, которым предприятие должно руководствоваться в своей деятельности;
  • назначает на должность руководителя предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;
  • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Об этих и иных правах собственника имущества предприятия см. Какие права имеет собственник в отношении унитарного предприятия.

К другим особенностям унитарного предприятия относятся следующие:

Может ли дочернее предприятие, созданное до вступления в силу Закона об унитарных предприятиях (до 3 декабря 2002 года), обязать материнское предприятие присоединить его к себе (п. 3 ст. 37 Закона об унитарных предприятиях)

Нет. Принудить материнское предприятие к реорганизации нельзя. Кроме того, реорганизация означает принудительную ликвидацию такого дочернего предприятия, а требование о принудительной ликвидации могут предъявлять только государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Пример из практики: суд отказал в иске об обязании предприятия провести реорганизацию в форме присоединения, указав, что дочернее предприятие не вправе принудить материнскую компанию к реорганизации

Предприятие «Т.» было образовано и действовало как унитарное государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и являлось дочерним предприятием предприятия «К.».

«Т.» обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию «К.», в котором просило обязать предприятие «К.» выполнить требования статьи 37 Закона об унитарных предприятиях о реорганизации дочернего предприятия «Т.» путем присоединения к предприятию «К.».

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона об унитарных предприятиях дочерние предприятия, созданные унитарными предприятиями до вступления в силу данного закона (т. е. до 3 декабря 2002 года), подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев с этой даты.

Суд отказал в иске, указав, что установленная статьей 37 Закона об унитарных предприятиях обязанность по реорганизации дочерних предприятий в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям не изменяет общего порядка их реорганизации в форме присоединения. Унитарное предприятие реорганизуется по решению собственника его имущества, который утверждает передаточный акт и вносит изменения и дополнения в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение. Поскольку собственник имущества предприятия «К.» такое решение не принимал, суд указал, что принудительная реорганизация в виде присоединения одного предприятия к другому юридическому лицу в данном случае не предусмотрена законом. Пункт 3 статьи 37 Закона об унитарных предприятиях не содержит правовых оснований для осуществления принудительной реорганизации по решению суда.

Кроме того, суд признал, что заявленное истцом требование фактически направлено на принудительную ликвидацию дочернего предприятия «Т.», а, как указал суд, правом на предъявление требования о принудительной ликвидации в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ обладают государственные органы или органы местного самоуправления (постановление ФАС Уральского округа от 9 февраля 2010 г. № Ф09-407/10-С4 по делу № А60-29055/2009-С4определением ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № 4399/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ в порядке надзора).

  • если арбитражный суд вынес определение о введении наблюдения в отношении предприятия, собственник имущества не вправе изъять имущество предприятия. Кроме того, в ходе наблюдения собственник не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации предприятия, давать согласие на создание предприятием юридических лиц или участие его в иных юридических лицах, на создание филиалов и открытие представительств и принимать решения о размещении предприятием облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (абз. 8 п. 1 ст. 63п. 3.1 ст. 64 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Особенности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения

У унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, есть особенности, присущие только ему:

  • полное фирменное наименование предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, ее субъект, муниципальное образование (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона об унитарных предприятиях);
  • предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества – то есть Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Собственник имущества унитарного предприятия не несет ответственности по его обязательствам. Однако если банкротство такого предприятия было вызвано действиями собственника, то на него может быть возложена субсидиарная ответственность, если имущества предприятия будет недостаточно (п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях);

Пример из практики: суд привлек муниципальное образование (в лице его администрации) к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия ввиду бездействия, которое выразилось в том, что администрация не восстановила стоимость чистых активов предприятия до минимального размера уставного фонда и при этом не ликвидировала предприятие

Администрация муниципального образования Ч. приняла решение о создании МУП «Ж.». Впоследствии арбитражный суд признал МУП «Ж.» несостоятельным (банкротом), в связи с чем в отношении предприятия была введена процедура конкурсного производства.

В рамках этой процедуры один из конкурсных кредиторов (ОАО «Н.») обратился в суд с заявлением о привлечении муниципального образования Ч. (в лице администрации) к субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия.

Суд установил, что в течение двух лет у предприятия имелись отрицательная величина чистых активов и тенденция роста кредиторской задолженности. Администрация знала о финансовом положении МУП «Ж.» и, следовательно, должна была принять одно из решений (п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях):

  • о восстановлении стоимости чистых активов до минимального размера уставного фонда;
  • о ликвидации предприятия;
  • о реорганизации предприятия.

Поскольку администрация не приняла меры по выделению денежных средств на покрытие убытков и погашение задолженности предприятия, МУП «Ж.» было признано банкротом.

Другими словами, суд пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между действиями администрации и банкротством должника. Следовательно, конкурсные кредиторы вправе настаивать на привлечении муниципального образования Ч. (собственника имущества предприятия) к субсидиарной ответственности (п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятияхп. 4 ст. 10п. 12 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В итоге суд удовлетворил заявление ОАО «Н.» и взыскал с администрации за счет казны муниципального образования Ч. оставшуюся сумму задолженности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 декабря 2012 г. по делу № А43-38193/2009определением ВАС РФ от 22 февраля 2013 г. № ВАС-1956/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

  • предприятие может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию;
  • руководитель предприятия обязан представлять собственнику имущества отчетность в соответствии с Порядком отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. № 1116.

Особенности унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления

Главная особенность казенных предприятий состоит в том, что по сравнению с унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, они обладают гораздо меньшими правами в отношении закрепленного за ними имущества. Подробнее см. В каких пределах унитарное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом.

Кроме того, Закон об унитарных предприятиях устанавливает следующие особенности казенных предприятий:

  • полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, ее субъект, муниципальное образование (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона о предприятиях);
  • Российская Федерация или ее субъекты, а также муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий, если имущества предприятия недостаточно (п. 3 ст. 7 Закона о предприятиях);
  • устав казенного предприятия, кроме сведений, общих для всех унитарных предприятий, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. Подробнее об уставе унитарного предприятиям. Устав и иные внутренние документы унитарного предприятия;
  • в казенном предприятии не формируется уставный фонд (п. 5 ст. 12 Закона о предприятиях);
  • собственник имущества казенного предприятия имеет особые права в отношении предприятия;
  • при преобразовании казенного предприятия в унитарное (основанное на праве хозяйственного ведения), собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию (абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона о предприятиях)».

08.02.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.