Штрафы за недостоверную рекламу

998

Вопрос

Какие в настоящий момент, штрафы за недостоверную рекламу и какое ведомство накладывает? В каком порядке?

Ответ

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ штрафы за недостоверную рекламу составляют для юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

К ответственности за нарушение законодательства о рекламе может привлечь Федеральная Антимонопольная Служба путем возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Основанием для совершения указанных действий является установление антимонопольным органом факта совершения конкретного правонарушения.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, в т.ч. за нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе).

Судебный порядок для привлечения к ответственности не предусмотрен.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья: Ненадлежащая реклама. Как распознать неочевидные риски в текстах и сюжетах

«Федеральный закон от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон № 38-ФЗ) предъявляет целый ряд требований к рекламе – как общих, так и специальных (которые распространяются только на рекламу отдельных видов товаров и услуг), а также закрепляет целый ряд запретов. Нарушение любого из этих требований и запретов расценивается как ненадлежащая реклама (п. 4 ст. 3 закона № 38-ФЗ). Независимо от того, какое именно требование закона № 38-ФЗнарушено, ответственность за это предусмотрена в виде штрафа в размере от 100 до 500 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).* Причем не секрет, что компании часто сознательно идут на риск штрафа, потому что ожидания коммерческого эффекта от рекламы на грани фола перевешивают этот риск. Тем более что чаще всего антимонопольные органы ограничиваются минимальным размером штрафа в 100 тыс. рублей или суммой, приближенной к минимальному штрафу (110–150 тыс. рублей). Предельный размер штрафа на практике встречается лишь в вопиющих случаях: в частности, когда в рекламе банковских услуг отсутствуют все условия, влияющее на фактическую стоимость кредита для заемщика, если при этом имеются обстоятельства, отягчающие ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), – чаще всего при повторном привлечении к административной ответственности за то же нарушение (постановление ФАС Центрального округа от 19.09.12 по делу № А36-1104/2012). В иных случаях, даже если антимонопольный орган применил предельный или близкий к нему размер штрафа, арбитражные суды его, как правило, признают необоснованно высоким и снижают до минимального (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.11 по делу № А63-5223/2011).

Но одно дело, когда компания сознательно идет на риск, и совсем другое – когда приходится платить штраф и прекращать распространение рекламы, текстовое или визуальное содержание которой изначально казалась безупречным. Между тем такие случаи не так уж и редки – практика применения норм закона № 38-ФЗ показывает, что выводы антимонопольных органов и судов о наличии в рекламе того или иного нарушения требования закона подчас оказываются весьма неожиданными. Так, не исключено, что компании придется понести ответственность всего лишь за надпись «Sale» в витрине магазина».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль