Медицинский предрейсовый и послерейсовый осмотр

194

Вопрос

Обязателен ли медицинский предрейсовый и послерейсовый осмотр для водителя организации, перевозящего опасные грузы? Транспортные услуги организация не оказывает. Обязательна ли отметка о медосмотре в путевом листе?

Ответ

Да, обязательны и предрейсовый и послерейсовый осмотры. Отметка в путевом листе обязательна.

С целью обеспечения требований безопасности организации при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Данное требование предусмотрено абз. 7 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ

При этом под эксплуатацией ТС имеется ввиду любая эксплуатация, а не только по маршруту, а под водителем признается лицо, работающее в этой должности или выполняющее должностные обязанности по управлению ТС.

Задачей проведения данных мероприятий является выявление у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами (абз. 5 Методических рекомендаций).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и в материалах «Системы Кадры».

1. Рекомендация: Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

«Назначение предрейсовых медосмотров

Какое назначение у предрейсовых медосмотров сотрудников

Предрейсовые медицинские осмотры проводят перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов. А также состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Об этом говорится в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Работодатель организует предрейсовые медосмотры сотрудников, чтобы:

  • выявить медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
  • предотвратить допуск нетрудоспособного сотрудника к выполняемым обязанностям;
  • предупредить дорожно-транспортные происшествия.

Данные разъяснения содержатся в пункте 2 статьи 1, пункте 6 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ и абзаце 5 раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н).

Назначение послерейсовых медосмотров

Какое назначение у послерейсовых медосмотров сотрудников

Послерейсовые медицинские осмотры водителей проводят по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профзаболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов*.

Такой порядок установлен в пунктах 5 и 6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Вопрос из практики: Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые – только если водители возят пассажиров, например сотрудников организации, или опасные грузы*.

Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Обязательные предрейсовые медосмотры организация должна проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя, кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденные Минздравом и Минтрансом России, не делают никаких исключений для организаций, которые не оказывают услуг по перевозке пассажиров и грузов (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32).

В то же время в законодательстве прямо предусмотрено, что обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Таким образом, предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно в любом случае, даже если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд. А послерейсовые медосмотры водителей нужно проводить, только если они возят пассажиров, например руководителя организации или других сотрудников, или опасные грузы. Если же водители перевозят только корреспонденцию, то послерейсовые медосмотры проводить не нужно.

Подробнее о порядке проведения предрейсовых медосмотров в медпункте организации см. Как организовать предрейсовые медосмотры сотрудников».

2. Решение Московского городского суда от 22.12.2011 № 7-2850

«На это постановление судьи подана жалоба генеральным директором ООО "ГлавТэк"..., в которой он, не соглашаясь с судебным актом и полагая его подлежащим отмене с прекращением производства по делу, ссылается на то, что судьей неправильно применены нормы действующего законодательства и не учтено, что исходя из положений, регламентированных Постановлением Правительства РФ N 938 от 12 августа 1994 года и Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники (утверждено Госстандартом РФ и Минсельхозпродом РФ 26,28 июня 1995 года), государственная регистрация требуется только для самоходных механизмов, к которым эксплуатируемый ООО "ГлавТэК" электроштабелер не относится, к тому же, поскольку этот электроштабелер является поводковым (его ведет за ручку оператор), отсутствуют основания для его регистрации в качестве транспортного средства и не требуется удостоверение на право управления им; эти же обстоятельства исключают потребность в прохождении государственного техосмотра*.

Выслушав объяснения представителя ООО "ГлавТэк" на основании доверенности К., проверив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

ООО "ГлавТэк" обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Факт эксплуатации ООО "ГлавТэк" электрического штабелера... при обстоятельствах, установленных в ходе проверки и указанных в постановлении судьи при описании события административного правонарушения, подтвержден достаточной совокупностью доказательств и не оспаривается в жалобе.

Вопреки доводам жалобы судья обоснованно указала при описании события административного правонарушения о несоблюдении ООО "ГлавТэк" при эксплуатации электрического штабелера... требований, регламентированных Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) (утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07 июля 1999 года N 18), поскольку именно в этом правовом акте определен порядок эксплуатации промышленного напольного безрельсового колесного транспорта (автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств, включая и грузовые тележки), используемых в технологических операциях внутри (между корпусами, цехами, участками, отделениями, службами, складами, торговыми залами и другими объектами), и установлены единые требования безопасности к рабочим местам и организации работ к однотипным производственным процессам при эксплуатации и обслуживании транспортных средств.

Каких-либо данных, в том числе и исходя из технических характеристик, сомневаться в том, что электрический штабелер... по своему назначению является промышленным напольным безрельсовым колесным транспортом, в представленных материалах не содержится и не приведено в жалобе.

При этом, вопреки доводам жалобы, для подобной классификации указанного штабелера не имеет значения способ управления им, так как определяющим критерием является его фактические назначение, место и цель использования.

Ссылка автора жалобы на Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" не может быть признана состоятельной, поскольку этот правовой акт не регламентирует правоотношения, относящиеся к эксплуатации промышленного напольного безрельсового колесного транспорта, в целом, и электрического штабелера, в частности.

С учетом этого и принимая во внимание, что судьей полно проверены и правильно установлены обстоятельства, подлежавшие доказыванию и имевшие значение по настоящему делу, исследованным доказательствам дана надлежащая оценка с точки зрения их достаточности и допустимости, прихожу к выводу об обоснованном привлечении ООО "ГлавТэк" к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Как следует из представленных материалов, судебное заседание проведено судьей районного суда в соответствии с установленной процедурой судопроизводства, с соблюдением прав, гарантированных участникам производства по делам об административных правонарушениях.

При назначении ООО "ГлавТэк" наказания за совершенное административное правонарушение, судьей должным образом учтены обстоятельства, предусмотренные ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Каких-либо данных, влекущих смягчение назначенного наказания, в представленных материалах не содержится.

Таким образом, поданная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку выводы судьи о совершении ООО "ГлавТэк" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, основаны на законе и согласуются с представленными материалами, а назначенное наказание является справедливым».

4. Постановление ФАС СЗО от 25.11.2013 № А56-78601/2012

«Суды также пришли к выводу о том, что пункт 3 спорного предписания, возлагающий на Общество обязанность организовать проведение медицинских осмотров лиц, допускаемых к управлению транспортными средствами, принадлежащими ООО «МВ Евродиск», является правомерным, поскольку указанная в нем обязанность прямо предусмотрена пунктом 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ.

Кассационная инстанция не принимает данный довод жалобы в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно пункту 3 спорного предписания административный орган предписал Обществу организовать проведение медицинских осмотров лиц, допускаемых к управлению транспортными средствами, принадлежащими ООО «МВ Евродис», на основании пункта 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в числе прочего организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Таким образом, из положений пункта 1 статьи 20 и пункта 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ следует, что медицинские осмотры проводятся в отношении водителей.

В данном случае из материалов дела не следует, что в штате ООО «МВ Евродиск» имеются водители.

В связи с указанными обстоятельствами суды неправомерно отказали в признании недействительным пункта 3 оспариваемого предписания*.

Кроме того, суды, ссылаясь на пункты 1 и 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, исходили из того, что пунктом 9 оспариваемого предписания в той части, в которой оно не признано недействительным судом первой инстанции, на Общество правомерно возложена обязанность по организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Кассационная инстанция считает ошибочными указанные выводы судов в силу следующего.

В пункте 9 оспариваемого предписания ОГИБДД, ссылаясь на пункт 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, поручило Обществу организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в том числе организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

В данном случае административный орган предписал Обществу выполнить предусмотренную пунктом 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ обязанность по организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Между тем данная обязанность возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом. Из материалов дела не следует, что Общество осуществляет деятельность по перевозке автомобильным транспортом*.

В связи с указанными обстоятельствами суды неправомерно отказали в признании недействительными пункта 9 (в части проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств) предписания ОГИБДД от 17.12.2012 № 24».

5. Постановление АС УО от 30.12.2014 № А34-1766/2014

«Исследовав и оценив в порядке ст. 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что перевозку пассажиров автомобильным транспортом, подлежащую лицензированию, общество не осуществляет, водителей в штате не имеет, факт оказания услуг либо выполнения какими-либо конкретными лицами трудовой функции водителя, равно как и факт использования каких-либо конкретных транспортных средств для перевозки в ходе проверки не установлен и материалами дела не подтвержден, суды пришли к правомерному выводу, что требования ч. 2 ст. 20 Закона № 196-ФЗ, в том числе, обязанность организовать обучение должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и проверки технического состояния транспортных средств при выходе на линию с последующей аттестацией, организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств на ООО «Оками Курган» не распространяются, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для выдачи обществу оспариваемых предписаний».

31.01.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль