Соблюдение закона о рекламе

151

Вопрос

В данном случае будет ли нарушением закона о рекламе следующий рекламный ролик: (диалог двух мужчин) - Новый Форд? Кто бы мог подумать? - просто…. Думать надо, где покупать! Диктор: Первая автомобильная ярмарка в Аларм Моторс начинается. Только до 14-го февраля (до 21февраля), Форд ПО ВАШЕЙ ЦЕНЕ, плюс Выгодный трейд ин. Звоните. Договоримся. ДжинглАларм Моторс Форд.- Выгодно всегда! Подробности по тел... выдержки из закона. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом, искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы». Нас смущает "ПО ВАШЕЙ ЦЕНЕ" - не будет ли это заблуждение? 

Ответ

В данном случае отсутствует часть существенной информации о цене, а слова «по Вашей цене» введут в заблуждение потребителей, намеревавшихся воспользоваться этой услугой. Данная реклама может быть признана недостоверной.

В ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе введен запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о рекламе под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В ст. 5 Закона о рекламе установлены общие требования к рекламе, а именно: реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья: Ненадлежащая реклама. Как распознать неочевидные риски в текстах и сюжетах

«Отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение (ч. 7 ст. 5 закона № 38-ФЗ) Закон № 38-ФЗ в отношении определенных объектов рекламирования требует в обязательном порядке указывать в рекламе конкретный объем сведений или включать определенные предупреждающие надписи. Например, это касается рекламы финансовых услуг, стимулирующих мероприятий, алкогольной продукции и табачных изделий (ст. 9212328 закона № 38-ФЗ). Чаще всего нарушение выражается не в полном отсутствии обязательной информации в рекламе, а в таком ее отображении, при котором она фактически не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (мелкий шрифт, цветовая гамма, препятствующая восприятию текста, и т. д.). В этом случае информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей (п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.12 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”»)
Содержит стоимостные показатели, которые не выражены в рублях (ч. 7.1 ст. 5 закона № 38-ФЗ)* Стоимостные показатели могут быть указаны в иностранной валюте только в случае необходимости и лишь дополнительно к стоимостному показателю в рублях. Самое распространенное нарушение – если в рекламе фигурирует стоимостный показатель (цена товара, плата за кредит, стоимость услуг и т. д.) только в иностранной валюте (определение ВАС РФ от 22.07.11 № ВАС-9705/11). Но в качестве нарушения будет расценено также полное отсутствие в рекламе упоминания о том, в какой валюте выражен цифровой показатель цены. Например, ненадлежащей признали рекламу с фразой: «Займы без залога от 1000 до 15 000» (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.12 по делу № А61-1108/201 2)
Нарушение требований любых иных законов РФ, кроме закона № 38-ФЗ, в частности гражданского законодательства или законодательства о государственном языке РФ (ч. 11 ст. 5 закона № 38-ФЗ) Антимонопольные органы могут достаточно широко применять формулировку части 11 статьи 5 закона № 38-ФЗ. Но чаще всего со ссылкой на эту норму реклама признается ненадлежащей из-за того, что в ней использованы слова или выражения, не отвечающие нормам современного литературного русского языка. Причем в данном случае речь не идет о бранных или непристойных выражениях. Это могут быть выражения (игра слов), вполне допустимые с точки зрения разговорного языка, но не соответствующие нормам именно литературного языка. Формально это нарушает требования Федерального закона от 01.06.05 № 53ФЗ «О государственном языке РФ» . Согласно части 6 статьи 1 данного закона, при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается применение слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка. А реклама – одна из сфер, в которой применяется государственный язык (п. 10 ч. 1 ст. 3 закона № 53-ФЗ). Например, на этом основании ненадлежащей была признана реклама, в которой просто обыгрывалось наименование компании: страховая группа «РАСО» использовала слоган: «Автострахование 5,5% это ХОРАСО» (постановление ФАС Поволжского округа от 28.05.09 по делу № А55-15547/2008)
Злоупотребление доверием несовершеннолетних (ст. 6 закона № 38-ФЗ) Прежний закон о рекламе, действовавший до 1 июля 2006 года, прямо запрещал применять текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам, предназначенным для них. В действующем законе такой запрет установлен лишь в отношении определенных объектов рекламирования – табака и табачных изделий, оружия (п. 4 ч. 1 ст. 23, п. 3 ч. 6 ст. 26 закона № 38-ФЗ). Тем не менее использовать детские образы в рекламе товаров и услуг, не предназначенных непосредственно для детей, по-прежнему рискованно. Иногда это может быть расценено в качестве нарушения запретов, установленных статьей 6 закона № 38-ФЗ в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе. Например, в рекламе банковского вклада со слоганом «Счастливых людей становится больше!» был использован образ улыбающегося ребенка, придерживающего рукой велосипед. Органы ФАС сочли, что реклама нарушает запрет на побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар, а также запрет на создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка (п. 23 ст. 6 закона № 38-ФЗ). Суды согласились с мнением ФАС о том, что, видя данную рекламу банка, ребенок захочет походить на героя рекламы, вследствие чего ему необходимо будет убедить родителей приобрести рекламируемый товар, в данном случае получить нецелевой кредит и купить ему товар по его желанию (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.11.11 по делу № А69-337/2011)».

29.01.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль