Претензионный порядок

218

Вопрос

Необходимо ли соблюдать претензионный (досудебный) порядок при взыскании задолженности по договору поставки в судебном порядке? В договоре этого обязательства не предусмотрено.

Ответ

Нет, не требуется. В данном случае обязательный претензионный порядок не является обязательным.

Подробнее об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Обязательный претензионный порядок

«В отдельных случаях для обращения в суд необходимо соблюсти обязательный претензионный порядок урегулирования спора. Это значит, что до предъявления иска в суд вы должны обратиться к предполагаемому нарушителю с заявлением об удовлетворении своих требований в добровольном порядке – претензией. Если этого не сделать, суд не будет рассматривать иск.

Обязательный претензионный порядок может быть установлен законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Случаи, когда обязательный претензионный порядок установлен в законе

Необходимо различать случаи, когда претензионный порядок в силу закона является обязательным, и случаи, когда претензионный порядок является факультативным и его использование зависит от усмотрения заявителя.

Есть несколько категорий споров, для которых закон устанавливает обязательный претензионный порядок.

Самая распространенная категория, которая касается всех хозяйствующих субъектов – споры об изменении или расторжении договора на основании пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ. Прежде чем обратиться с таким требованием в суд, необходимо направить его контрагенту.

Еще одна категория споров касается всех работодателей: прежде чем предъявить в суд иск о возмещении ущерба, причиненного его имуществу, работник должен направить соответствующее заявление работодателю (ч. 3 ст. 235 Трудового кодекса РФ).

Кроме того, закон требует направлять претензии по отдельным требованиям к арендаторам, перевозчикам, экспедиторам и т. п. Полный перечень таких споров приведен в таблице.

Иногда использование претензионного порядка рекомендуется законом, но не является обязательным.

1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить претензию оператору почтовой связи (абз. 1 ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Случаи, когда обязательный претензионный порядок установлен договором

Обязательный досудебный порядок, когда он не предусмотрен законом, может быть установлен по соглашению сторон. В то же время не любое упоминание в договоре о необходимости проведения переговоров или направления претензии может считаться обязательным досудебным порядком. В практике можно встретить примеры того, как суды отказывались считать те или иные формулировки договора условием об обязательном претензионном порядке.

Судебная практика (см. постановления ФАС Поволжского округа от 5 июля 2011 г. по делу № А12-23484/2010ФАС Волго-Вятского округа от 18 апреля 2011 г. по делу № А43-17216/2010ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 января 2011 г. по делу № А33-1386/2010ФАС Западно-Сибирского округа от 15 августа 2011 г. по делу № А46-328/2011) исходит из того, что при установлении обязательного претензионного порядка урегулирования спора следует прописать его процедуру, включающую в себя:

  • порядок совершения конкретных действий до обращения в суд;
  • указание на то, в какие сроки, кем и кому должна направляться претензия и с приложением каких документов должна рассматриваться;
  • сроки ответа на претензию.

Таким образом, соответствующее положение договора будет признано обязательным претензионным порядком, если в нем будут указаны следующие условия:

1. Кем и кому должна направляться претензия.

2. Сроки направления претензии.

3. Перечень прилагаемых к претензии документов.

4. Сроки ответа на претензию.

Эта правовая позиция выгодна истцу, поскольку позволяет ему проигнорировать требование о соблюдении досудебного претензионного порядка со ссылкой на недостаточно четкие условия договора».

28.01.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль