Устранение недостатков работ по гарантии

496

Вопрос

Наше учреждение 25 октября 2012 года заключило подрядный договор по капитальному ремонту двух блоков. В начале октября 2015 года в данных блоков были обнаружены дефекты (плитка упала, полы "разошлись") в соответствии с договором в течение трех лет в случае обнаружения дефектов. Подрядчик обязан устранить их. В октябре 2015 года представитель подрядчика подписал дефектную ведомость и обещал устранить их в начале ноября 2015 года. Однако, на дворе уже 2016 года, а "воз по ныне там". Данный представитель говорит, что нет людей, то нет денег и в настоящее время говорит, что срок уже прошел 25 октября 2015 года. При этом говорит, что он уже не является работником данной организации. Что нам делать, будет ли являться доказательством подписанная им дефектная ведомость и вполне возможно, что второй экземпляр представитель не отдал директору и не поставил известность его. 

Ответ

Обратитесь с письменной претензией к подрядчику, в случае отказа от добровольного устранения дефектов обратитесь в суд.

Дефектная ведомость может быть принята судом как доказательство. Если у представителя подрядчика не было действующей доверенности при подписании дефектной ведомости, то можно сослаться на то, что его полномочие явствовало из обстановки (п. 1 ст. 182 ГК РФ).

Для требований, которые связаны с ненадлежащим качеством работы, установлен сокращенный срок исковой давности в один год. Исключение составляют здания и сооружения, в отношении которых действует общий срок – три года (ст. 725 ГК РФ). Такой срок начинает течь со дня, когда заказчик заявил о недостатках, если такое заявление сделано в пределах установленного гарантийного срока.

Договором подряда сторонами установлен гарантийный срок на обнаружение дефектов – 3 года и заявление по поводу недостатков результата работы сделано в пределах гарантийного срока. В соответствии с п. 3 ст. 725 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня заявления о недостатках (с даты подписания дефектной ведомости).

Судебная практика по аналогичным делам не сложилась.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как предъявить подрядчику претензии по качеству выполненных работ

«Как подтвердить то, что работы выполнены некачественно

Чтобы предъявить подрядчику перечисленные выше требования, заказчику нужно документально зафиксировать недостатки. Для этого он может:

Кроме того, доказательствами некачественных работ может послужить переписка сторон, а также гарантийное письмо подрядчика об устранении недостатков в работе (определение ВАС РФ от 15 апреля 2010 г. № ВАС-3741/10).*

Если заказчик подпишет акт выполненных работ, сможет ли он потом представить возражения по качеству

Да, сможет, но в акте сдачи-приемки работ ему следует указать все выявленные недостатки, а также направить подрядчику соответствующие требования об их устранении в порядке пункта 1 статьи 723 Гражданского кодекса РФ.

Однако даже если акт сдачи-приемки работ будет подписан без замечаний, то это не лишит заказчика права представить возражения по качеству. При этом нужно, чтобы присутствовало хотя бы одно из следующих условий:

В какой срок нужно предъявить претензии

Заказчик может предъявить к подрядчику требования, связанные с ненадлежащим качеством работы, в течение определенного срока. Таким сроком может быть:

  • гарантийный срок, установленный договором. Стороны в договоре подряда могут определить порядок исчисления такого срока (с какого момента он начинает течь), его продолжительность, порядок гарантийного обслуживания. Стороны также могут установить объем гарантии, то есть предусмотреть, на весь ли результат работы распространяется гарантия или на составные части (на какие именно). Гарантийный срок можно согласовать и в акте сдачи-приемки работ (определение ВАС РФ от 13 июля 2009 г. № ВАС-8680/09);*
  • гарантийный срок, установленный законом или иным нормативно-правовым актом, например, ГОСТом, РД (руководящим нормативным документом);
  • разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если гарантийный срок не установлен или иные сроки не установлены законом, договором или обычаями (п. 2 ст. 724 ГК РФ).

Можно ли предъявить к подрядчику требования по качеству, если гарантийный срок уже истек, но два года со дня передачи результата работы еще не прошли

Да, это возможно. Однако, чтобы воспользоваться этим правом, заказчик должен будет доказать, что недостатки возникли:

  • до передачи ему результата работы
  • или по причинам, возникшим до этого момента.

Такое правило установлено в пункте 4 статьи 724 Гражданского кодекса РФ.

Гарантийный срок не начнет течь, если заказчик не может использовать результат работы по причинам, которые зависят от подрядчика (п. 6 ст. 724, п. 2 ст. 471 ГК РФ), например, когда подрядчик не предоставил ему документы, без которых использование результата работы невозможно.

Если подрядчик выполнил работу заново, то на ее результат по общему правилу устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и для первоначального результата работы (п. 6 ст. 724, п. 4 ст. 471 ГК РФ).

Подрядчик по договору подряда выполнил часть работы (изготовил несколько станков) и передал их заказчику. Последний принял результат работ, оплатил его и отказался от дальнейшего исполнения договора (расторг договор в одностороннем порядке). Будут ли в таком случае действовать условия расторгнутого договора о гарантийных обязательствах подрядчика

Да, будут, если договор подряда не содержит иного правила (например, об уменьшении объема гарантийных обязательств в случае досрочного расторжения договора).

Дело в том, что по общему правилу условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора, сохраняют свое действие и после такого расторжения. К таким условиям наряду с третейской оговоркой, соглашением о подсудности и применимом праве относится и условие о гарантийных обязательствах в отношении работ (абз. 2 п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. № 35 «О последствиях расторжения договора»).

Для требований, которые связаны с ненадлежащим качеством работы, установлен сокращенный срок исковой давности в один год. Исключение составляют здания и сооружения, в отношении которых действует общий срок – три года (ст. 725 ГК РФ). Такой срок начинает течь со дня:

  • когда заказчик заявил о недостатках, если такое заявление сделано в пределах установленного гарантийного срока;
  • когда заказчик узнал или должен был узнать о нарушении своего права, если законом, иными правовыми актами или договором подряда гарантийный срок не был установлен (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Если результат работы принимается по частям, то течение срока исковой давности начинается со дня приемки результата работы в целом (п. 2 ст. 725 ГК РФ). Если истек год со дня выявления недостатков, но еще не закончился год со дня приемки результата работы в целом, или результат работы в целом не сдан заказчику, заказчик вправе предъявить требования в связи с ненадлежащим качеством работ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 июля 2004 г. № Ф03-А73/04-1/1525)».

28.01.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль