Нарушение прав на фирменное наименование

283

Вопрос

Нужно ли при предъявлении претензии об использовании фирменного наименования у нотариуса обеспечивать доказательства в виде сайта, на котором указана сходная деятельность? Или достаточно выписки из ЕГРЮЛ, в которой указывается наименование? При этом ОКВЭД разные. 

Ответ

Нет, заверять копию сайта у нотариуса не требуется. Достаточно выписки из ЕГРЮЛ. В «Системе Юрист» имеется образец искового заявления.

Если коммерческая организация незаконно использует фирменное наименование, правообладатель может предъявить к нарушителю следующие требования:

о запрете использования фирменного наименования в определенных видах деятельности (п. 6 ст. 1252 ГК РФ);

о возмещении убытков (подп. 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как защитить исключительное право на фирменное наименование

«Любая коммерческая организация имеет свое фирменное наименование и автоматически считается обладателем исключительного права на него.

Однако бывает так, что другая организация (конкурент) начинает использовать аналогичное фирменное наименование и вести под ним схожую деятельность – продавать однородные товары, оказывать однотипные услуги и т. д. В итоге получается, что бизнес компании-конкурента процветает во многом за счет использования наименования организации, которая ранее уже положительно зарекомендовала себя на рынке тех или иных товаров и услуг. Такое использование нарушает интересы организации-правообладателя.

Чтобы защитить исключительное право на фирменное наименование, нужно:

Что является нарушением исключительного права на фирменное наименование

Считается, что третье лицо (коммерческая организация) нарушает исключительное право на фирменное наименование организации-правообладателя, если одновременно имеют место следующие обстоятельства (п. 3 ст. 1474 ГК РФ):

  • фирменное наименование третьего лица полностью совпадает с фирменным наименованием правообладателя или сходно с ним до степени смешения;
  • обе организации ведут аналогичную деятельность;
  • фирменное наименование правообладателя включено в ЕГРЮЛ раньше, чем фирменное наименование третьего лица.*

Когда фирменное наименование третьего лица считается сходным до степени смешения с фирменным наименованием правообладателя

Конкретных критериев для определения степени смешения не существует. Сходство наименований оценивается применительно к каждой сложившейся ситуации.

Суды относят такую оценку к вопросам факта и, как правило, проводят ее без назначения экспертизы (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»).

При этом суды руководствуются позицией Президиума ВАС РФ, сформированной относительно вопроса о сходстве товарных знаков (постановления Президиума ВАС РФ от 18 июля 2006 г. № 2979/06, от 17 апреля 2012 г. № 16577/11, от 18 июня 2013 г. № 2050/13).

Так, вывод о сходстве обычно делают:

  • на основе общего впечатления, то есть восприятия средств индивидуализации в целом, а не их отдельных элементов;
  • исходя из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ).

Кроме того, о сходстве может свидетельствовать не только реальное смешение средств индивидуализации в глазах потребителя, но и даже сама опасность такого смешения (постановление Суда по интеллектуальным правам от 2 декабря 2014 г. № С01-1113/2014 по делу № А36-3075/2013).

Поскольку конкретных критериев для определения сходства нет, изначально правообладатель должен самостоятельно решить, является ли то или иное наименование третьего лица сходным до степени смешения с фирменным наименованием правообладателя. При этом всегда нужно быть готовым к тому, что в случае судебного спора суд может прийти к выводу об отсутствии сходства между наименованиями.

Если хотя бы одно из перечисленных выше обстоятельств отсутствует, исключительное право на фирменное наименование нарушенным не считается. Например, в одном из своих постановлений Суд по интеллектуальным правам согласился со следующей аргументацией суда первой инстанции: «...сам по себе факт совпадения фирменных наименований, при осуществлении истцами и ответчиком различных видов экономической деятельности, не может являться основанием для полного запрета использовать ответчиком в фирменном наименовании словосочетания» (постановление Суда по интеллектуальным правам от 28 октября 2014 г. № С01-1010/2014 по делу № А75-11531/2013).

Как защитить исключительное право на фирменное наименование гражданско-правовыми способами

Если коммерческая организация незаконно использует фирменное наименование, правообладатель может предъявить к нарушителю следующие требования:

Закон позволяет предъявить как одно из этих требований, так и оба требования сразу. Для первого требования нужно доказать лишь сам факт нарушения исключительного права (см., например, постановления Суда по интеллектуальным правам от 4 февраля 2015 г. № С01-301/2013 по делу № А40-29397/2013, от 1 октября 2014 г. № С01-850/2014 по делу № А40-146738/2013). Для второго – еще и факт возникновения убытков, причинно-следственную связь между нарушением и убытками, размер убытков. Как показывает практика, сделать это удается далеко не всегда (см., например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 27 ноября 2014 г. № С01-1092/2014 по делу № А65-25309/2013).

Требования к нарушителю можно предъявить как в судебном порядке, так и путем направления претензии.*

Совет

Несмотря на то что в суд можно обратиться сразу (т. е. без обязательного претензионного порядка),претензию в адрес нарушителя зачастую направить все же не помешает.

Ведь если нарушитель, получивший претензию, посчитает доводы правообладателя убедительными, он по своему выбору (п. 4 ст. 1474 ГК РФ):

  • либо прекратит использовать фирменное наименование в отношении видов деятельности, которые осуществляет правообладатель;
  • либо изменит свое наименование.

Кроме того, не исключено, что нарушитель в добровольном порядке возместит убытки правообладателя. В частности, он может посчитать, что дешевле «откупиться» сразу, чем потом получить решение суда о взыскании гораздо большей денежной суммы.

В итоге правообладатель не только защитит исключительное право на фирменное наименование, но и сэкономит время и средства на судебные разбирательства.

Можно ли потребовать от нарушителя исключительного права на фирменное наименование изменить свое наименование и внести соответствующие изменения в устав

Можно ли потребовать выплаты компенсации за нарушение исключительного права на фирменное наименование

Нет, нельзя.

Требовать взыскания компенсации вместо возмещения убытков правообладатель может только в случаях, прямо предусмотренных законом (п. 3 ст. 1252 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ не содержит положений о возможности взыскать компенсацию за нарушение исключительного права на фирменное наименование.

Следовательно, обладатель исключительного права на фирменное наименование не вправе потребовать от нарушителя выплаты компенсации».

<…>

19.01.2016

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль