Обеспечение личной и общественной безопасности граждан

82

Вопрос

Сказано: "обеспечение личной и общественной безопасности граждан, обязанность осуществления которых возложена на них нормативными актами", в законе написано: "проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации". Так Законодательство РФ, или нормативные акты? Не устраивает ответ "например". Хотелось бы полное понимание. Есть ли в законодательстве трактовка понятия "неотложные работы", "личная и общественная безопасность"? Что под этим подразумевается? Есть ли судебная практика по данному вопросу?

Ответ

Единое легальное понятие «законодательство РФ» отсутствует. Как правило, под «законодательством РФ» понимается вся совокупность законов, действующих в РФ, однако, в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы (например, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ).

Так, Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ст. 2 ЗК РФ). Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ст. 3 ГрК РФ).

Так как Закон г. Москвы от 12.07.2002 № 42 не содержит точной формулировки, что под законодательством в данном законе подразумеваются только законы, оснований для трактовки данного понятии в узком смысле не имеется. Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что фразу «в соответствии с законодательством Российской Федерации» также можно толковать как « в соответствии с нормативными правовыми актами РФ».

Единого определения «неотложных работ» в законодательстве нет. Согласно ч.5 ст.1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ к неотложным работам при ликвидации чрезвычайных ситуаций относится деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

В соответствии с п. «б» ст.3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ

проведение неотложных работ требуется при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях, в том числе эпидемиях и эпизоотиях, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Отсутствует в законодательстве и понятие «общественная и личная безопасность».

Из анализа определения «национальная безопасность», которое отражено в Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537, можно сделать вывод, что общественная и личная безопасность выражается в защищенности личности и общества, в том числе от внутренних угроз общеопасного характера и последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Судебная практика по признанию определенных действий в качестве неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан, отсутствует.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

«Статья 1. Основные понятия

4. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности».*

2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

«Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ».*

3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

«6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

«национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;».

4. Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 16.04.2015 № 33-6158/2015

«Отвергая доводы заявителей о том, что уборка в ночное время нарушает положение Закона Республики Башкортостан от дата № 430-з «Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу ч. 1 ст. 5 названного Закона уборка проезжей части дорог и улиц, покрытия тротуаров не относятся к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время. Более того, п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона предусмотрена возможность проведения в ночное время (период с 23.00 до 07.00 часов) неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности, охраной общественного порядка, функционированием систем жизнеобеспечения населения».

15.12.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.