Функции государственного земельного надзора

107

Вопрос

Ст. 17 Закона №294-ФЗ муниципальным органам предоставлено право выдавать предписания по проведенным проверкам, а по ст.ст. 71-72 ЗК РФ, это относится только к функции государственного земельного надзора, предписания выдается федеральными органами.

ВОПРОС №1: Как на практике разрешается данное противоречие: в пользу контролирующих органов или проверяемых лиц?

ВОПРОС №2: В силу п.п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона №294-ФЗ предусмотрено, что действие закона не распространяется на мероприятия по контролю, при которых не требуется взаимодействия проверяющего и проверяемого - По Вашему мнению, вправе ли тогда муниципальная администрация по результатам дистанционного контроля выдать предписание об устранении нарушений?

ВОПРОС №3: в случае неисполнения в срок такого предписания - возможна ли ответственность по ч. й ст. 19.5 КоАП?

Ответ

Судебная практика в ряде случаев признает законным выдачу предписаний, в рамках мероприятий муниципального земельного контроля (см. Постановление АС ВВО от 07.05.2015 № А31-7222/2014, Постановление 2 ААС от 20.01.2015 № А31-7222/2014, Решение АС Сахалинской области от 05.05.2015 № А59-173/2015).

Кроме того, судебная практика в ряде случаев считает, что проверки в рамках осуществления земельного контроля отнесены к дистанционному контролю, и при обследовании земельного участка не требуется взаимодействия с правообладателем такого земельного участка (Постановление ФАС ПО от 19.07.2012 № А65-30412/2011). Таким образом, выданные предписания в рамках дистанционного контроля (без взаимодействия с проверяемым лицом), суды признают также законными – см. Постановление АС ПО от 21.08.2014 № А06-7872/2013.

Учитывая вероятность признания выдачи предписания правомерным, ответственность за его неисполнение (ст.19.5 КОАП РФ) возможна – см. Постановление 20 ААС от 17.03.2015 № А09-7586/2014.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Постановление АС ВВО от 07.05.2015 № А31-7222/2014

«В силу статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле, как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности; выполнять иные требования, предусмотренные законодательством.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (статья 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при осуществлении контроля регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа контроля (надзора) обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (статья 17 Федерального закона № 294-ФЗ).

Как следует из материалов дела, Отдел является органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля (Положение об Отделе; приложение к постановлению главы Макарьевского муниципального района от 13.01.2006 № 4).

Суды установили, что Отдел, действуя в пределах предоставленных полномочий в порядке, установленном Федеральным законом № 294-ФЗ, осуществил проверку на предмет соблюдения Обществом требований действующего законодательства при использовании арендуемых земельных участков.*

В ходе проверки было выявлено, и это подтверждено материалами дела, что арендуемые Обществом земельные участки в большей части не используются в соответствии с их целевым назначением для сельскохозяйственного производства.

Доводы заявителя об ином, по существу, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Ссылка Общества на грубое нарушение Отделом требований Федерального закона № 294-ФЗ, предъявляемых к организации и проведению проверки, обоснованно отклонена судами.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно статье 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, которая проведена с грубым нарушением закона, подлежат отмене вышестоящим органом контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений закона приведен в части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ и является исчерпывающим.

Одним из грубых нарушений является нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ.

О проведении проверки юридическое лицо уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя органа контроля о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (часть 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

Таким образом, лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала.

В рассматриваемом случае суды не установили со стороны Отдела при проведении проверки грубых нарушений, влекущих признание ее результатов недействительными.

Оценив материалы дела, в том числе приказ, план проведения плановых проверок на 2014 год, суды пришли к выводу, что о проведении 08.07.2014 проверки Общество было уведомлено более чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Иные нарушения, на которые ссылается заявитель, как верно указал апелляционный суд, не относятся к грубым нарушениям, которые влекут отмену результатов проверки.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии предусмотренных Федеральным законом № 294-ФЗ оснований для выдачи Обществу по результатам проведенной проверки предписания об устранении выявленных нарушений.

Ссылка в оспариваемом предписании на нормы КоАП РФ не лишает предписание юридической силы, не нарушает права Общества и не освобождает его от обязанности исполнить законное предписание*».

14.12.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль