Ответ на претензию

1133

Вопрос

Земельный участок, на котором застройщик осуществляет строительство многоквартирных домов находится у него в аренде. К застройщику обратилось физ. лицо с заявлением, в котором указывает, что на его автомобиль на земельном участке застройщика упал забор чем были причинен материальный ущерб, который требует от застройщика возместить, иначе обратится с иском в суд. К заявлению физ. лицо приложило экспертное заключение и много фотографий. При внимательном ознакомлении представленных документов застройщик не обнаружил какую-либо причинно-следственную связь между причиненным а/м физ. лица ущербом и вышеуказанным земельным участком и ни о каком заборе в документах не говорится. Кроме того, ни в одной из представленных фотографий нет никакого забора ни рядом с а/м, ни на его фоне, нигде. Более того, из экспертного заключения следует, что вред был причинен в результате ДТП. Что касается фотоснимков, то на них изображен а/м у которого правая сторона корпуса немного помята. ВОПРОСЫ: Какие нормы закона застройщику указать в ответном письме, чтобы не позволить физ. лицу взыскать с себя ущерб о котором заявляет физ. лицо? Какие лучше всего формулировки использовать в ответном письме со ссылками на нормы закона. 

Ответ

Если застройщик не согласен с предъявленной претензией, он может указать, что оснований для ее удовлетворения отсутствуют, по причине отсутствия причинно-следственной связи и объективных доказательств, позволяющих сделать вывод, что вред причиненный автомобилю заявителя причинен в результате неправомерных действий застройщика.

Застройщик должен учитывать, что именно потерпевший должен доказать е факт причинения вреда, противоправность поведения застройщика, причинно-следственную связь между понесенными убытками и действиями застройщика, а также размер убытков (ст. 15 и 1064 ГК РФ). Ведь если между убытками противоправным поведением застройщика нет причинной связи, то оснований для взыскания убытков не имеется.

В рассматриваемом же случае, представленные документы однозначно не свидетельствуют о вине застройщика в причиненных убытках, содержат противоречивую и непоследовательную информацию (ссылка в заключении на ДТП, отсутствие информации о конкретных обстоятельствах на которые ссылается заявитель, факт причинения ущерба в результате падения забора не установлен и т.д.).

Также возможно сослаться на необъективность заключения, по причине отсутствия представителей застройщика на осмотре пострадавшего т/с. Практика уведомления заинтересованных лиц о дате и месте осмотра, как правило основывается на методическом руководстве РД 37.009.015-98. В соответствии с п.6.3 данного руководства заинтересованные лица извещаются об осмотре заказчиком либо оценщиком. Извещение в обязательном порядке должно быть персонифицировано, в нем указывается дата, время и место проведения осмотра. Однако следует учитывать, что данные рекомендации не имеют силы нормативного акта.

Тем не менее, данный довод может быть полезен. К примеру, в Постановлении 20 ААС от 03.09.2013 № А62-1678/2013, сделан вывод, что представленное истцом заключение эксперта не может быть принято в качестве надлежащего доказательства по делу, так как экспертиза проведена истцом в одностороннем порядке и отсутствуют сведения о том, что ответчики извещались о времени и месте проведения экспертизы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Как ответить на претензию

«Общие требования к ответу на претензию

Ответ на претензию составляется, как правило, в той же форме, что и сама претензия. Следовательно, многие требования из тех, что предъявляются к форме и реквизитам претензии, применимы и к ответу на претензию:

  • ответ излагается в свободной форме;
  • ответ оформляется в письменном виде;
  • ответ адресуется ее заявителю;
  • ответ подписывается получателем претензии лично либо иным лицом, на это уполномоченным;
  • если в претензии указан почтовый адрес для направления ответа, то ответ на претензию направляется именно по указанному адресу.

По содержанию текст ответа на претензию существенно отличается от текста самой претензии. При этом текст ответа на претензию будет различаться в зависимости от того, согласен ли с ней получатель претензии или нет.

Ответ на претензию при согласии нарушителя с предъявленными требованиями

Согласие с претензией означает готовность получателя претензии удовлетворить все требования заявителя, изложенные в претензии, в полном объеме.

При согласии с требованиями претензии в ответе необходимо указать следующее.

Во-первых, заявление о полном (либо частичном) согласии получателя претензии с предъявленными к нему требованиями.

Пример формулировки согласия с предъявленными требованиями

«ООО "Витязь" не отрицает и соглашается с фактом наличия перед ООО "Ромашка" задолженности по арендной плате в размере 60 000 руб. по договору аренды от 1 июня 2010 года».

Во-вторых, информацию о порядке и сроках удовлетворения требований, изложенных в претензии.

Пример сообщения о порядке и сроках удовлетворения требований

«Задолженность по арендной плате в размере 60 000 руб. будет погашена ООО "Витязь" в полном объеме в срок до 1 октября 2012 года».

Если должник просит отсрочку исполнения своих обязательств, в ответе необходимо указать, в течение какого срока он планирует исполнить свои обязательства в полном объеме.

Пример формулировки просьбы об отсрочке в ответе на претензию

«ООО "Витязь" не имеет в настоящее время возможностей для погашения имеющейся перед ООО "Ромашка" задолженности в размере 60 000 руб. В связи с этим ООО "Витязь" просит предоставить отсрочку исполнения обязательства, связанного с погашением задолженности по арендной плате в размере 60 000 руб., сроком до 1 декабря 2012 года».

Если нарушитель просит рассрочку исполнения своих обязательств, к ответу необходимо приложить предполагаемый план выполнения своих обязательств, например, график погашения задолженности.

Пример графика погашения задолженности

«ООО "Витязь" не имеет в настоящее время возможностей для полного погашения имеющейся перед ООО "Ромашка" задолженности в размере 60 000 руб. В связи с этим ООО "Витязь" просит предоставить рассрочку исполнения обязательства, связанного с погашением задолженности по арендной плате в размере 60 000 руб., в соответствии с графиком погашения задолженности (график прилагается к настоящему ответу)».

Если к моменту написания претензии требования отправителя претензии уже были выполнены, то об этом необходимо прямо указать в ответе на претензию.

Пример указания на выполненные требования

«Задолженность по арендной плате в размере 60 000 руб. была погашена ООО "Ромашка" в полном объеме сразу по получении претензии, что подтверждается платежным поручением от 1 июля 2011 года с отметкой банка об исполнении (копия платежного поручения прилагается к настоящему ответу)».

Ответ на претензию при несогласии нарушителя с предъявленными требованиями

Если получатель претензии не согласен выполнить требования, указанные в претензии, по каким-либо основаниям, то он в ответе на претензию должен изложить свою правовую позицию по каждому из требований, то есть привести свои возражения в связи с адресованной к нему претензией.

Возражения бывают разного рода, но условно их можно классифицировать следующим образом.

Во-первых, отрицание фактических обстоятельств либо правовых доводов, изложенных в претензии. В данном случае адресат претензии ограничивается простым отрицанием доводов претензии, указанием на неподтвержденность фактов, изложенных в претензии, не приводя собственных аргументов, обосновывающих его позицию.

Пример формулировки отрицания доводов претензии

«ООО "Витязь" в настоящее время не имеет перед ООО "Ромашка" задолженности по арендной плате».

Или:

«Требование к ООО "Витязь" о погашении задолженности по арендной плате перед ООО "Ромашка" необоснованно, поскольку в подтверждение указанного требования ООО "Ромашка" ссылается на акт сверки взаиморасчетов, не подписанный ООО "Витязь"».

Во-вторых, аргументированные возражения против фактических обстоятельств либо правовых доводов, изложенных в претензии. В данном случае возражения получателя претензии подтверждаются соответствующими доказательствами, ссылками на правовые нормы и условия договора.*

В свою очередь, подобные возражения могут быть двух видов:

  • Возражения, которые прямо опровергают фактические обстоятельства либо правовые доводы претензии.

Пример возражений, опровергающих фактические обстоятельства либо правовые доводы претензии

«Требование, изложенное в претензии, о погашении задолженности по арендной плате необоснованно, поскольку задолженность по арендной плате была погашена еще три месяца назад, что подтверждается соответствующими платежными поручениями (копии прилагаются к настоящему ответу)».

Или:

«Требование, изложенное в претензии, о погашении задолженности по арендной плате необоснованно, поскольку в договоре указано, что размер ежемесячной арендной платы составляет 20 000 руб., а не 30 000 руб., как указывается в претензии».

  • Возражения, которые прямо не опровергают фактические обстоятельства либо правовые доводы претензии, но содержат иные аргументы, при которых требования претензии не могут быть удовлетворены.

Пример иных возражений на доводы претензии

«ООО "Витязь" действительно не перечисляло арендную плату в течение двух месяцев, однако это было вызвано невыполнением ООО "Ромашка" своей обязанности по проведению ремонта крыши сдаваемого в аренду недвижимого имущества, предусмотренной в пункте 3.5 договора аренды. В соответствии со статьей 328 Гражданского кодекса РФ сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства, если другая сторона не выполнит свои обязанности в установленный в договоре срок. ООО "Ромашка" своей обязанности по выполнению ремонта крыши не выполнило. Поэтому действия ООО "Витязь" не противоречат нормам закона и заключенного с ООО "Ромашка" договора».

Или:

«ООО "Витязь" не перечисляло ООО "Ромашка" арендную плату в течение двух месяцев в связи с тем, что ООО "Витязь" направило 1 сентября 2012 года в адрес ООО "Ромашка" уведомление о зачете однородных денежных требований – обязанности ООО "Витязь" перечислять арендную плату за июль и август 2012 года в размере 60 000 руб. по договору от 1 июня 2011 года и обязанности ООО "Ромашка" перед ООО "Витязь" по уплате 60 000 руб. за поставку холодильников по договору поставки от 1 июля 2012 года В соответствии с пунктом 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29 декабря 2001 г. № 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований" для прекращения обязательства зачетом заявление о зачете должно быть лишь получено соответствующей стороной, отдельное согласие другой стороны в данном случае не требуется».

В ответе на претензию можно использовать возражения любого вида. Однако чем более аргументирован будет ответ на претензию, тем понятнее он будет для другой стороны.

Срок ответа на претензию

Лицо, получившее претензию, должно сообщить предъявителю претензии о результатах ее рассмотрения в срок, предусмотренный законом, договором или указанный в самой претензии, а при его отсутствии – в разумный срок.

Отсутствие ответа на претензию по общему правилу приравнивается к несогласию получателя претензии с изложенными в претензии требованиями и, соответственно, к отказу от их исполнения. Это может оказаться важным для случаев, когда закон или договор устанавливают обязательный досудебный претензионный порядок. Отправителю претензии будет достаточно дождаться, когда истечет срок для ответа, установленный им самим или же законом, и сразу после этого он сможет обратиться в суд с иском.

В то же время в договоре может быть указано, что отсутствие ответа на претензию в течение определенного срока со стороны контрагента расценивается как согласие с предъявленными требованиями. Это важно для тех случаев, когда отправитель претензии предупреждает, что из-за того или иного нарушения со стороны контрагента собирается предпринять какие-то определенные действия (например, приостановить выполнение работ или отгрузку товара). Молчание адресата претензии будет означать, что он согласился с этими действиями».

11.12.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль