Отказ в проведении проверки

195

Вопрос

Согласно размещенного на сайте плана проверок, наше учреждение должны проверять только по исполнению ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Мы получили распоряжение проверяющего органа о том, что проверять будут и соблюдение требований гражданской обороны, и противопожарную безопасность. Мы можем отказать в проведении проверки тех объектов, которые не предусмотрены в плане?

Ответ

Отказать в проведении проверки юр. лицо не вправе, право на это законом не предусмотрено (ст.21 Закона № 294-ФЗ). Более того, при воспрепятствовании в проведении проверки имеются риски привлечения к административной ответственности виновных лиц по ст.19.4.1 КоАП РФ.

В то же время, при проведении проверки с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ее результаты могут быть признаны недействительными.

Перечень грубых нарушений установлен в ст.20 Закона № 294-ФЗ. Так, согласно п. 7 ч.2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч.3 ст.9 данного Закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).

В плане проверок, в том числе, указывается цель проверки (т.е. проверка соблюдения законодательства в определенной сфере), места осуществления деятельности проверяемого лица и, например, при проверках законодательства о пожарной безопасности, объекты проверок.

Таким образом, проверка объектов, не включенных в сводный план проверок, размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, а также изменение целей проверки могут служить признанием проведения проверки с нарушением ч.3 ст.9 Закона № 294-ФЗ.

Однако, необходимо отметить, что проверка объектов, расположенных по адресам, указанным в плане проверок, но не поименованных отдельно, признается судами не противоречащей требованиям действующего законодательства.

Проверяемое лицо вправе оспорить действия органа контроля по проверке в порядке главы 22 КАС РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

4. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;*

Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона

1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);*

Статья 25. Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона

1. При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

«Статья 6.1. Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю* и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:

1) трех лет со дня:

ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности. Периодичность проведения таких проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».*

3. Постановление ФАС ВВО от 27.01.2014 № А11-3302/2013

«Между тем в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год, обобщенным и размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в сводный план проверок включена проверка Учреждения только в отношении одного опасного производственного объекта – «Участок транспортный».

Иные проверенные Управлением опасные производственные объекты в сводный план проверок, размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не включены.

Суды правомерно отклонили довод Управления о необязательности указания в плане проверок конкретных опасных объектов, подлежащих проверке, как противоречащий требованиям пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 7 частью 2 названной статьи 20 к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 3 статьи 9 данного Закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).

Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае административный орган допустил грубое нарушение порядка организации и проведения плановой проверки, в связи с чем результаты такой проверки, в том числе акт от 20.03.2013 и протокол об административном правонарушении от 05.04.2013, не могут рассматриваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона».

4. Постановление ФАС ЗСО от 30.06.2014 № А46-9365/2013

«Отклоняя довод общества о проведении отделом проверки в отношении объектов, не предусмотренных планом, апелляционный суд руководствовался положениями пункта 17 части 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, статьи 6.1 Закона № 69-ФЗ пункта 15 статьи 2, статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», по смыслу которых проведение федерального государственного пожарного надзора на объектах, названия которых не указаны в плане проверок, но расположены по адресам, указанным в таком плане, и были выявлены в ходе непосредственного проведения проверочных мероприятий, не противоречит требованиям действующего законодательства.*

Кроме того, судом обоснованно отмечено, что оснований для признания недействительными результатов проверки в полном объеме не имеется, поскольку нарушения требований пожарной безопасности были выявлены в том числе и на объектах, прямо указанных в плане проведения проверок».

5. Постановление 2 ААС от 13.05.2014 № А82-16619/2013

«Согласно пункту 7 частью 2 статьи 20 Федерального закона о защите прав юридических лиц к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 3 статьи 9 данного Закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).

Из указанных положений законодательства следует, что не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований законодательства результаты проверки только в отношении опасного производственного объекта, не указанного в Плане проведения плановых проверок.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается заявителем, что Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2013 год размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации предусмотрено проведение проверки Общества в отношении опасных производственных объектов, расположенных по адресу: город Ярославль, Тормозное шоссе, дом 1.

При таких обстоятельствах административный орган имел основания для использования результатов проверки указанного опасного производственного объекта при привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ».

6. Постановление 8 ААС от 27.01.2014 № А46-9365/2013

«При этом в ходе непосредственного проведения проверочных мероприятий было установлено, что по одному и тому же адресу, указанному в плане проверок, находится несколько объектов, в том числе объекты, не поименованные в плане проведения плановых проверок, что следует из протоколов осмотров от 05.07.2013 (т. 1 л.д. 72-81).

Вместе с тем, все здания, в отношении которых административным органом осуществлены проверочные мероприятия, расположены только по адресам, которые указаны в соответствующем плане.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что проведение Отделом проверки на объектах, названия которых не указаны в плане проведения проверок (например, в плане указаны «птичники», в ходе осмотра выявлено, что птичники имеют порядковые номера), но которые расположены по адресам, указанным в таком плане, не противоречит положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ*».

07.12.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль