Ответственность перевозчика при гибели груза

96

Вопрос

Между грузоотправителем и перевозчиком был заключен договор перевозки груза. Перевозчик поместил груз на склад, где произошел пожар. В результате грузу причинен ущерб.

Вопросы:

1. В какой срок перевозчик обязан исполнить свою обязанность по возмещению грузоотправителю ущерба;

2. Вправе ли грузоотправитель требовать от перевозчика уплаты процентов на сумму ущерба по ст. 395 ГК РФ в случае нарушения этого срока.

Ответ

 1. Для таких ситуаций установлен обязательный претензионный порядок (п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ). Только после того, как перевозчик откажется (полностью или частично) удовлетворить претензию либо грузоотправитель (грузополучатель) не получит ответа на нее в течение 30 дней после вручения, можно будет подать иск в суд (ст. 41 УАТ).

2. Суды по-разному разрешают схожие ситуации:

А) Можно начислить проценты по ст. 395 ГК РФ на сумму утраченного груза (Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.09.2014 № А51-11520/2014, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.07.2015 по делу № А31-12712/2013);

Б) Нельзя начислить проценты по ст. 395 ГК РФ на убытки, так как одновременное применение двух мер ответственности законодательством не предусмотрено (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011 №№ 17АП-4071/2011, А60-45606/2010, Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.11.2015 г. по делу № А45-17371/2015, Постановление Восьмого апелляционного суда от 27.01.2011 по делу А46-10686/2010).

3. Проценты по ст. 395 ГК РФ начисляются после истечения срока рассмотрения претензии (Решение Арбитражного суда Псковской области от 26.12.2014 по делу № А52-3282/2014, Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2014 № А56-30395/2014).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

«Как взыскать ущерб с перевозчика

Если в процессе перевозки груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), отправитель (получатель) может взыскать с перевозчика:

Кроме того, если договор перевозки содержит условие о неустойке за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии оснований, то этим также нужно воспользоваться и предъявить соответствующее требование.*

Однако при наличии определенных условий перевозчик может быть освобожден от ответственности (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Для того чтобы суд взыскал с перевозчика заявленные грузоотправителем (заказчиком) суммы в счет возмещения ущерба, отправителю (получателю) груза необходимо:

Фиксация факта несохранности груза

Это особо важно, поскольку впоследствии при рассмотрении спора в суде отправитель (получатель) должен будет доказывать факт возникновения ущерба и его сумму (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

В первую очередь нужно зафиксировать в транспортной накладной несоответствие между фактическими данными по наименованию, массе и количеству мест груза с данными, указанными в транспортной накладной. Эти записи должны быть заверены подписями представителей сторон и печатью грузополучателя.

Отправитель (получатель) груза составляет также акты об утрате груза, повреждении (порче) или недостачи груза (подп. «в» п. 79 ППГАТ), о чем отправитель (получатель) груза делает отметку в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости. В отметке нужно кратко описать обстоятельства, послужившие основанием для ее проставления.

Совет

УАТ и ППГАТ не дают наименования актам, которые должен составлять отправитель (получатель). Однако пункт 4 статьи 796 Гражданского кодекса РФ указывает на документы, в которых фиксируются причины несохранности груза или багажа, – «коммерческий акт, акт общей формы и т. п.». Кроме того, статья 119 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» и пункт 130 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112) содержат эти термины. Поэтому имеет смысл по аналогии использовать наименования «Коммерческий акт» и «Акт общей формы».

Внимание! Односторонние акты не будут подтверждать обстоятельства, которые являются основанием для возникновения ответственности перевозчика.

Акт о приемке груза с расхождениями грузополучатель должен составить в день обнаружения утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза. Если это сделать невозможно, то в течение следующих суток (п. 80 ППГАТ). Количество экземпляров акта должно равняться числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем двум.

Что делать, если перевозчик (уполномоченное лицо водитель-экспедитор) уклоняется от составления акта

Акт должен содержать:

  • дату и место составления акта;
  • Ф.И.О. и должности лиц, которые участвуют в составлении акта;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • описание и фактический размер утраты, недостачи груза, повреждения (порчи) груза;
  • подписи участвующих в составлении акта сторон.*

Что делать, если перевозчик отказывается подписывать акт об утрате, повреждении (порче) или недостаче груза

К акту нужно приложить результаты проведения экспертизы при условии, что она проводилась в установленном законом или согласованном сторонами порядке (п. 83 ППГАТ).

Пример из практики: суд взыскал с перевозчика убытки и проценты за пользование чужими денежными средствами, так как перевозчик подписал акт о несоответствии продукции по количеству и качеству, и в акте экспертизы было указано на нерабочее состояние рефрижераторной установки автомобиля

Предъявление перевозчику претензии

После того как у отправителя (получателя) груза на руках будут транспортная накладная с отметками о несохранности груза и соответствующий акт, перевозчику необходимо направить претензию (обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ). Причем это должно быть сделано в течение срока исковой давности, который равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Указанный срок исчисляется:

Претензия должна содержать:

  • дату и место составления;
  • полное наименование (Ф.И.О.), адрес местонахождения (юридического лица) или местожительства отправителя (получателя) груза (в зависимости от того, кто направляет претензию);
  • адрес местонахождения перевозчика, его полное наименование (если это юридическое лицо) или Ф.И.О. (если это индивидуальный предприниматель);
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому из предъявленных перевозчику требований;
  • перечень прилагаемых документов, которые подтверждают обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками, заявка на перевозку грузов, заключение экспертизы, фотографии и т. д.);
  • Ф.И.О., должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

Претензию нужно составить в двух экземплярах, один из которых отправляется перевозчику, а другой остается у отправителя (получателя) груза.*

Претензию целесообразно направлять почтой с обязательным уведомлением о вручении либо передавать под подпись уполномоченному лицу перевозчика, который должен указать полностью свои данные: должность, Ф.И.О., дату и при наличии поставить штамп или печать перевозчика.

Только после того, как перевозчик откажется (полностью или частично) удовлетворить претензию либо грузоотправитель (грузополучатель) не получит ответа на нее течение 30 дней после вручения, можно будет подать иск в суд (ст. 41 УАТ).*

При этом необходимо учесть, что согласно пункту 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по местонахождению перевозчика (исключительная подсудность).

Внимание! Если грузоотправитель (грузополучатель) пропустит срок исковой давности, то суд может отказать в иске».*

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль