О требованиях покупателя

50

Вопрос

Наше учреждение поставляет ООО "ДеКом" пиловочник диаметром 14-22 см и выше. Отгрузка товара данной организации ведется уже сентября 2015 года. 10.11.2015 года со стороны ДеКом получено письмо, в котором содержаться сведения о том, что поставленная продукция не соответствует предмету договора и спецификации. Согласно условиям договора приемка производится на складе Поставщика в соответствии с условиями Госарбитража П-6 и П-7. При приемке товара у Покупателя не возникало претензий по качеству и количеству поставленного товара, при том, что Покупатель сам отбирал и отсортировывал древесину. В своем письме Покупатель требует снизить цену за уже проплаченую продукцию и забрать больший объем чем предполагалось. Правомерны ли требования Покупателя?

Ответ

Требования покупателя представляются неправомерными, поскольку при приемке товара претензии по количеству и качеству им не предъявлялись. При подготовке возражений на предъявленные требования предлагаем Вам воспользоваться нижеприведенной рекомендацией по ссылке. Также Вам может оказаться полезной следующая рекомендация: Приемка товара: рекомендации для поставщика.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как возразить на претензии покупателя о недостатках переданного товара

«Какими процедурными нарушениями нужно воспользоваться

В первую очередь нужно проверить, не нарушил ли покупатель порядок приема товара, если такой установлен. Нарушение может выражаться:

Если нарушение имело место, то суд может не принять в качестве доказательств поставки некачественного товара документы, составленные при такой приемке, и признает факт поставки некачественного товара недоказанным.

Также нужно проверить, не нарушил ли покупатель следующие сроки.

1. Срок обнаружения недостатков переданного товара. Если иное не установлено законом или договором, по истечении указанных сроков покупатель будет не вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара (п. 1 ст. 477 ГК РФ). См., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2010 г. № 17АП-12755/2010-АК по делу № А60-28681/2010.*

2. Срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара. Если иное не установлено законом, иными правовыми, договором или обычаями, покупатель обязан уведомить поставщика обо всех выявленных недостатках и несоответствиях незамедлительно (в минимальный срок) в письменной форме (п. 1 ст. 483 и абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если покупатель этого не сделает, то поставщик вправе ему отказать в удовлетворении требований, связанных с ненадлежащим качеством товара.*

Пример из практики: суд отказал покупателю во взыскании стоимости некачественного товара и убытков, так как тот не представил доказательств незамедлительного письменного уведомления поставщика о выявленных недостатках

ПОВО «В.» (поставщик) и индивидуальный предприниматель М. (покупатель) заключили договор поставки, по которому поставщик 17 августа 2009 года поставил покупателю товар (яйцо куриное, соответствующее требованиям ГОСТ Р 52121-2003 и ТУ).

Стороны предусмотрели в договоре обязанность покупателя:

  • осуществлять приемку товара по качеству в течение 36 часов (срок обнаружения недостатков переданного товара);
  • вызвать представителя ответчика в течение 24 часов в случае обнаружения несоответствия товара качеству (срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара).

Покупатель направил поставщику претензию 21 августа 2009 года. При этом покупатель пояснил, что ненадлежащее качество товара обнаружил в момент вскрытия автотранспорта, о чем составил акт от 19 августа 2009 года.

Позднее М. обратился в арбитражный суд с иском о взыскании стоимости некачественного товара и убытков.

Суд сослался на пункт 2 статьи 513 Гражданского кодекса РФ и указал: «...получив товар и установив его несоответствие качеству, Предприниматель обязан незамедлительно, то есть 19.08.2009, в письменном виде уведомить поставщика о выявленном несоответствии. Таких доказательств истец не представил. Суд апелляционной инстанции протолковал претензию от 21.08.2009 и посчитал, что несоответствие товара санитарно-эпидемиологическим нормам выявлено в ходе реализации товара третьему лицу, что исключает предъявление претензии поставщику. В силу пункта 4.1.5 договора предъявление претензии возможно в течение трех дней после даты отгрузки, но до момента передачи товара третьим лицам».

Суд отказал в удовлетворении исковых требований (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 октября 2010 г. по делу № А11-12811/2009 (определением ВАС РФ от 18 февраля 2011 г. № ВАС-1218/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Однако нужно иметь в виду, что «срок для уведомления» может не входить в «срок обнаружения». То есть покупатель имеет полное право уведомить поставщика о недостатках за пределами срока для их обнаружения. Главное, чтобы они были обнаружены в его пределах.

3. Срок исковой давности. В данном случае действует общий срок три года (ст. 196 ГК РФ), который начинается со дня, когда покупатель узнал или должен был узнать о недостатках товара. Если покупатель его пропустит, то поставщику нужно заявить о его применении, и суд откажет в удовлетворении иска (см., например, определение ВАС РФ от 10 января 2007 г. № 15885/06постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2011 г. по делу № А43-9261/2010)*».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль