Занятость с частично дистанционными отношениями

117

Вопрос

Возможно ли работнику установить офисную занятость с частично дистанционными отношениями (частично выполнение работы в офисе, частично - дистанционно)? Какие документы необходимо оформить работодателю в связи с переводом работника на дистанционную работу?

Ответ

 Нет, в трудовом договоре должно быть указано место работы, и оно должно быть одно.

Если большая часть работы будет выполнять удаленно, то Вы заключаете трудовой договор о дистанционной работе, а периодические выезды в офис следует оформлять командировкой.

Заключение двух трудовых договоров в отношении одной должности не предусмотрено законодательством. Указать два рабочих места (офис и дистанционное место) также не предоставляется возможным. При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон, но это никак не влияет на место работы.

Согласно ст. 312.1 ТК РФ РФ дистанционной признается работа, выполняемая вне места нахождения работодателя, его обособленных подразделений, территорий или объектов, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ место работы работника указывается в трудовом договоре. При этом трудовой договор о дистанционной работе должен содержать сведения о месте работы, в котором дистанционный работник непосредственно исполняет обязанности, возложенные на него трудовым договором (Письмо Роструда от 07.10.2013 № ПГ/8960-6-1).

А поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы считается командировкой (ст. 166 ТК РФ).

Если же большая часть работы будет выполняться в офисе, а меньшая – удаленно, то заключаете трудовой договор с местом работы офиса, а удаленную работу оформляете как командировку.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как оформить прием на работу дистанционного сотрудника

«Понятие дистанционной работы

Дистанционной работой является выполнение трудовой функции:

  • вне места нахождения работодателя (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, включая расположенные в другой местности);
  • вне стационарного рабочего места;
  • вне территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя.

При этом для выполнения работы и осуществления взаимодействия работодатель и сотрудник используют информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе Интернет*.

Дистанционными сотрудниками признаются лица, выполняющие дистанционную работу.

Такие правила установлены частями 12 статьи 312.1 Трудового кодекса РФ.

Подробнее о сходствах и различиях между дистанционной работой и надомным трудом см. таблицу.

Нормативное регулирование

На дистанционных сотрудников распространяются общие нормы трудового законодательства. Вместе с тем, трудовые отношения с такими сотрудниками имеют и свои особенности, которые регулируются:

  • главой 49.1 Трудового кодекса РФ;
  • Законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ в части регулирования порядка получения электронной цифровой подписи и обмена электронными документами между сотрудником и работодателем.

Режим работы

Режим рабочего времени и времени отдыха дистанционный сотрудник устанавливает по своему усмотрению. Но если характер работы требует, чтобы сотрудник выполнял работу в определенные дни или часы, то конкретный режим работы следует закрепить в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. Такой вывод следует из совокупности положений статей 72312.4 Трудового кодекса РФ.

Как вести табель учета рабочего времени на дистанционного работника

Однозначного ответа на данный вопрос законодательство не содержит.

С одной стороны, работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником (ст. 91 ТК РФ). Таким образом, он обязан оформлять табель учета рабочего времени и на дистанционного работника.

С другой стороны, по общему правилу режим рабочего времени и времени отдыха дистанционный работник устанавливает по своему усмотрению (ст. 312.4 ТК РФ). С учетом указанного, несмотря на то что фактически режим рабочего времени дистанционный работник определяет самостоятельно, при составлении табеля учета рабочего времени рекомендуется ориентироваться на нормальную продолжительность рабочего времени, установленную для данной категории сотрудников, которая по общему правилу не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 91 ТК РФ). Следовательно, в табеле учета рабочего времени в рабочие дни дистанционному работнику проставляйте в верхней строке код присутствия «Я» или числовое обозначение 01, а в нижней строке – количество ежедневных часов работы исходя из нормы, установленной сотруднику. При стандартной 40-часовой рабочей неделе ежедневная норма составляет восемь рабочих часов.

В то же время если характер работы требует, чтобы дистанционный работник выполнял работу в определенные дни или часы, то работодатель вправе конкретный режим работы закрепить в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. Такой вывод следует из совокупности положений статей 72312.4 Трудового кодекса РФ. В таком случае табель учета рабочего времени ведите в общем порядке проставлением фактических часов работы, исходя из предусмотренного графика.

Следует отметить, что если работодатель использует самостоятельно разработанную форму табеля для учета рабочего времени дистанционного сотрудника, то он вправе как использовать вышеуказанные обозначения, так и разработать новые. Такие выводы следуют из совокупности положений статей 79 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и постановления Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Отпуск

Ежегодный и иные виды отпусков дистанционным сотрудникам предоставляйте по общим правилам, при этом порядок предоставления (виды, продолжительность) закрепите в трудовом договоре (ч. 2 ст. 312.4 ТК РФ).

Охрана труда

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда дистанционных работников работодатель обязан:

  • расследовать и учитывать происходящие с дистанционными сотрудниками несчастные случаи и профзаболевания;
  • выполнять предписания государственной инспекции труда;
  • осуществлять обязательное социальное страхование дистанционных сотрудников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • знакомить дистанционных сотрудников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем для работы.

Соблюдать другие обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в отношении дистанционных сотрудников (например, обеспечивать спецодеждой, обучать безопасным методам и приемам выполнения работ и т. д.) работодатель не обязан, если только иное не предусмотрено трудовым договором.

Такой порядок следует из положений статей 212 и 312.3 Трудового кодекса РФ.

Особенности документооборота

Если дистанционному сотруднику необходимо обратиться к работодателю с заявлением, предоставить объяснения либо передать другую информацию, то он может это сделать в электронной форме, заверив свое обращение цифровой подписью.

Также дистанционному сотруднику могут понадобиться копии документов, связанных с работой. Тогда работодателю следует направить такие копии по почте заказным письмом с уведомлением, если в заявлении прямо не указано, что документы могут быть предоставлены в электронном виде. В любом случае направить копии нужно не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса от сотрудника.

Дистанционный сотрудник вправе получать все страховые выплаты на общих основаниях: больничное пособие, пособие по беременности и родам и т. п. Для их получения сотрудник направляет работодателю соответствующие оригиналы документов: листки нетрудоспособности, справки и проч. по почте заказным письмом с уведомлением.

Такие правила установлены частями 6–8 статьи 312.1 Трудового кодекса РФ».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль