Приемка передача товара

51

Вопрос

У организации (Заказчика) заключен договор с вневедомственной охраной. Данная охранная организация находится непосредственно не территории организации (Заказчика).Охранная организация руководствуется в своей деятельности утвержденным и согласованным с руководством организации (Заказчиком) инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режимах. В соответствии с данной инструкцией при ввозе/вносе на территорию организации продукции (товара), получаемого по договору, на Товарной накладной (ТОРГ 12) ставится штамп "Груз ввезен" с указанием даты ввоза/вноса.

1. Можно ли считать дату в данном штампе ("Груз ввезен") датой поставки товара?

2. Возможно ли ссылка на данный штамп в договоре как на определитель даты фактической поставки по договору.

Ответ

1. Нет, нельзя. К указанному штампу суд отнесется весьма критически, так как речь идет о неуполномоченном лице (не стороне поставки) и, к тому же, о зависимом контрагенте. Единственное бесспорное доказательство передачи или приемки – это товарная или товарно-транспортная накладная.

2. В соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны свободны в определении условий договора. Однако в данном случае речь и первичном документе установленной формы, соответственно вероятны риски того, что указанные штампы не будут восприняты как доказательства передачи товара в виду того, что форма ТОРГ 12 не допускает данных действий.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья. Приемка-передача товара. Недостатки в оформлении, которые приводят к недоказанности факта поставки

«Товарная накладная не подписана покупателем

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – закон № 129-ФЗ) хозяйственные операции по отгрузке товаров сторонним компаниям в обязательном порядке оформляются первичным документом – товарной накладной, которая составляется по унифицированной форме № ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132). Такая накладная составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у компании-продавца и является основанием для списания товаров в бухгалтерском учете, а второй экземпляр передается компании-покупателю и для нее является основанием для оприходования товаров в учете. В состав сведений, отражаемых в этой форме, в том числе включены данные о наименовании и количестве товара, ссылка на договор, подписи лиц, передавших и принявших груз (товар).

Поэтому товарная накладная – главное доказательство факта передачи товара покупателю, и недостатки в ее оформлении могут дорого обойтись поставщику.* И не только потому, что все реквизиты первичных учетных документов, составляемых в унифицированной форме (в том числе накладной № ТОРГ-12), являются обязательными (п. 2 ст. 9 закона № 129-ФЗ). Нарушение порядка оформления хозяйственных операций для целей бухгалтерского учета само по себе не основание для признания поставки несостоявшейся. Просто отсутствие некоторых реквизитов в накладной может привести к тому, что суд признает недоказанным факт отгрузки товара или его принятие уполномоченным лицом компании-покупателя.

Одно из самых серьезных упущений, которые на практике встречаются при оформлении накладных, – отсутствие подписи лица, принявшего товар. Такие ситуации случаются по невнимательности: например, лицо, осуществляющее приемку товара, подписывает только один экземпляр накладной, который оставляет у себя, а экземпляр поставщика остается неподписанным. Если накладная не подписана со стороны покупателя, она не может подтверждать факта поставки товара (постановление ФАС Московского округа от 20.09.11 по делу № А40-12951/11-7-102). В этом случае подтвердить поставку может быть затруднительно даже при наличии иных, косвенных доказательств (например, акта сверки взаимных расчетов), потому что, по мнению большинства судов, единственное бесспорное доказательство поставки – это первичный документ, подтверждающий именно передачу товара покупателю (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.11 по делу № А39-3133/2010). Причем указание в накладной фамилии и инициалов лица, принявшего товар, не заменяет его подпись – оба этих реквизита являются обязательными. Так, в одном из споров компания-поставщик представила накладную, в которой была расшифровка подписи (фамилия и инициалы), но не было самой подписи. Даже наличие в этом деле доверенности, которая подтверждала полномочия указанного в накладной приемщика товаров, не убедили суд в том, что поставка состоялась (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.12.09 по делу № А73-7998/2009 , решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.02.10 по тому же делу, принятое при его новом рассмотрении)».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.