плановая проверка

1038

Вопрос

Получено распоряжение органа государственного контроля о проведении плановой выездной проверки физического лица (Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии). Проверка плановая. Задачей настоящей проверки является проверка соблюдения земельного законодательства. В процессе проверки будут проводиться следующие мероприятия:
1. Запрос информации подтверждающую наличие прав на объекты недвижимости и на земельный участок. Эти документы у них уже есть, зачем они им еще.
2. Проверить наличие правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок. Эти документы также они должны иметь. Для чего они запрашивают их именно с нас?
3. Провести обмер земельного участка. На участке незаконченное строительство дома. Забор еще не поставлен. Правомерен ли в таком случае обмер земельного участка. Предлагают нам поставить колышки вместо забора. Имеют ли на это право?
5. На каком основании они проводят плановую проверку. В этом населенном пункте больше никого не проверяют. Почему именно нас? Как выбирают именно это физическое лицо которое подлежит проверке?
6. Пришли только копии документов о проверке. Почему не оригиналы?
7. Могу ли я не являться на эту проверку? Забора там нет, они могут сами замерить, сфотографировать и составить акт. Документы которые они запрашивают у них в свободном пользовании.

Ответ

1-2. согласно ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Учитывая изложенное надзорный орган в целях проверки наличия прав на соответствующие объекты недвижимости и земельный участок запрашивает имеющиеся документы, подтверждающие наличие соответствующих прав, т.к. имеется вероятность наличия у проверяемого лица правоустанавливающих документов, отсутствующих в Росреестре (ч.5 ст.71 ЗК РФ).

3. При отсутствии ограждения либо иных обозначений границ земельного участка (межевых знаков (колышки и т.п.) провести обмер будет невозможно, в связи с чем, надзорный орган будет руководствоваться фактическими данными используемой площади, а также данными кадастрового учета земельного участка (координатные точки), если участок поставлен на кадастровый учет и его границы определены и иными имеющимися в распоряжении данными. Обязанность собственника ставить колышки или ограждать земельный участок законом не установлена.

4. Основания для включения в план проверок указаны в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2010 № 489, в соответствии с которым разрабатываются Ежегодные планы проведения плановых проверок (п.7 Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1).

Так, одним из оснований для включения в план проверки может быть результат оценки анализа состояния соблюдения лицом обязательных требований законодательства РФ, субъектов РФ или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой деятельностью.

5. Направление копии, а не оригинала распоряжения или приказа о проведении плановой проверки является правомерным согласно ч.12 ст.9 Закона № 294-ФЗ.

6. При неявке на проверку имеются риски привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»

«3. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками;

б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

в) требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;

г) требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности);

д) требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

е) обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

ж) требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

з) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

7. Ежегодные планы проведения плановых проверок разрабатываются в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489* «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

20. При осуществлении государственного земельного надзора должностные лица федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящего Положения, пользуются правами, установленными пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации*, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

«3. При разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 - 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон), а также федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора);

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности;».

3. Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»

«3. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости».

4. Земельный кодекс Российской Федерации

«Статья 71. Государственный земельный надзор

4. При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом».*

5. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 13.08.2014 № 33-6999

«Отказывая истцу в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что между сторонами имеется спор о местоположении участка истца - в пределах, либо за границами товарищества, с учетом того, что границы земельного участка, предоставленного СНТ, на дату рассмотрения спора не установлены.

Указанные выводы суда являются обоснованными и в должной степени мотивированными, оснований для несогласия с ними судебная коллегия не усматривает.

Отделом государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю осуществлена внеплановая выездная проверка СНТ «Липки»; согласно акту проверки от 02.12.2013 г. фактические границы СНТ «Липки» не обозначены (ограждение сада отсутствует), в связи с чем провести обмер земельного участка не представилось возможным. При этом установлено, что общая площадь участков, занятых членами СНТ «Липки», включая неиспользуемые земли в логу, составляет примерно 260 000 кв. м, что превышает площадь в правоустанавливающих документах на 90 000 кв. м.

В заключении кадастрового инженера Д., имеющего квалификационный аттестат № <...>, указано, что при проведении кадастровых работ по образованию земельных участков, расположенных по адресу: <...>, с кадастровым номером <...> установлено, что земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование актом А-1 № <...> от 04.10.1990 г. Земельный участок был отведен с установлением границ на местности на землях, не покрытых лесом, что подтверждается каталогом координат и актом выноса границ в натуру, полученных из государственного фонда данных Росреестра и полевого обследования проведенного совместно со специалистами Кунгурского, Пермского лесхозов и представителем Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. По материалам полевого обследования установлено, что план отвода земельного участка, построенный по координатам полученных из фонда данных, соответствует акту А-1 № <...> от 04.10.1990 г. и материалам лесоустройства. Также выявлено, что часть земельных участков расположены за границами отведенного земельного участка, площадью 17 га, участки с номерами <...> и <...> частично выходят за границы отвода сада. Исходя из вышеуказанного, считает, что образование данных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 17,0 га, неправомерно, так как они расположены на землях государственного лесного фонда с кадастровым номером <...>.

Согласно схеме расположения земельных участков СНТ «Липки» с кадастровым № <...>, составленной кадастровым инженером Д., земельный участок истца находится частично за пределами границ отвода в соответствии с государственным актом от 04.10.1990 года.

Из плана отвода СНТ «Липки», подготовленного кадастровым инженером Д., земельный участок истца, согласно рабочим материалам ОАО «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ Уральский филиал, выполненным в 1996-1997 годах, находится в пределах границ отвода земельного участка СНТ «Липки», однако не соответствует границам отвода согласно государственному акту от 04.10.1990 года.

10.09.2013 г. лесничим Лобановского участкового лесничества И. составлен акт, из содержания которого следует, что на основании письма Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в связи с обращением в Пермскую межрайонную природоохранную прокуратуру граждан М. и Е., в ГКУ «Пермское лесничество» была создана комиссия в составе замдиректора, лесничего Лобановского участкового лесничества И., мастера Б., лесничего Лядовского участкового лесничества В., с участием председателя СНТ «Липки» и представителя организации, производившей съемку в СНТ в 2012 г. 09.09.2013 г. комиссией при натурном осмотре сада по периметру выявлен самовольный захват земель за границей отвода, как на лесных землях Лобановского участкового лесничества (бывшего Пермско-Сергинского) кв. <...>, так и Лядовского участкового лесничества (ПТ с-х <...>), при этом часть земель в границах сада не используется.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Отказывая истцу в выдаче заключения, правление СНТ «Липки» на основе указанных выше письменных доказательств пришло к выводу о том, что земельный участок истца находится за пределами СНТ.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что именно СНТ «Липки» не предоставлено доказательств нахождения ее земельного участка за пределами СНТ, опровергаются вышеперечисленными письменными документами. Именно со стороны истца доказательств обратного не предоставлено. Отсутствие возражений представителя муниципального органа - администрации Пермского муниципального района относительно препятствий в предоставлении в собственность Н. занимаемого им земельного участка, не свидетельствует об обоснованности требований истца в заявленной им варианте».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль