О судебной практике

52

Вопрос

1. Согласно п.2 ст.6 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ "В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. "Наша компания выкупает данные обязательства застройщика по договору уступки права требования (цессия). Сам договор долевого участия подлежит государственной регистрации в органах Росреестра.Договор уступки права взыскания неустойки, по мнению Росреестра не подлежит государственной регистрации. Такого же мнения придерживаются суды общей юрисдикции. Арбитражные суды рассматривая иски, отказывают в удовлетворении требований по причине отсутствия регистрации договоров цессии. Необходимо дать правовую оценку действиям Арбитражных судов и судов общей юрисдикции связанной с необходимостью регистрации договора цессии. Приложения:Ответ Росреестра.Арбитражное дело А65-5156/2015 Арбитражное дело А65-5797/2015 Решение СОЮ № 2-7724/15 Решение СОЮ № 33-13935/20152. Какое решение более соответствует законодательству в части подсудности А65-25297/2014 или А40-37163/2015; №09АП-34579/2015-ГК

Ответ

 Упомянутая позиция арбитражных судов основана, в том числе, на позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.11.2014 № 306-ЭС14-4739. Между тем законность и обоснованность решений судов общей юрисдикции по аналогичным вопросам Верховным Судом Российской Федерации не проверялась, соответствующая позиция не высказывалась, спрогнозировать ее представляется затруднительным. В сложившейся ситуации целесообразно обжаловать состоявшиеся решения в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с целью устранения имеющихся нарушений единообразия в применении и толковании судами норм права.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Сравнение порядка надзорного производства в ВАС РФ и процедур рассмотрения кассационных жалоб в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ и надзорных жалоб в Президиуме Верховного суда РФ

«6 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 186-ФЗ), который изменил порядок обжалования вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов.

Суть изменений состоит в том, что вместо ранее действовавшей надзорной инстанции (Президиум ВАС РФ) введена двухступенчатая система обжалования в высшую судебную инстанцию вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов. Сначала заявители могут обратиться в порядке кассационного производства в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ (ст. 291.1–291.15 АПК РФ в ред. Закона № 186-ФЗ). А уже после, если дело будет рассмотрено по существу в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ, определение этой коллегии можно обжаловать в порядке надзора в Президиум Верховного суда РФ в порядке главы 36.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (в ред. Закона № 186-ФЗ).

Порядок рассмотрения жалоб в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ и в Президиуме Верховного суда РФ существенно отличается от ранее действовавшего порядка надзорного производства в ВАС РФ. Ниже представлена таблица, в которой указаны основные различия этих процедур*».

Критерий сравнения Надзорное производство в ВАС РФ
(статьи АПК РФ приведены в редакции, которая действовала до 6 августа 2014 года)
Кассационное производство в Верховном суде РФ
(статьи АПК РФ приведены в ред. Закона № 186-ФЗ)
Надзорное производство в Верховном суде РФ
(статьи АПК РФ приведены в ред. Закона № 186-ФЗ)
Основания для отмены или изменения судебных актов

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке надзора являются следующие нарушения (ч. 1 ст. 304 АПК РФ):

1) судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) судебный акт нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ;

3) судебный акт нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановить и защитить нарушенные права, свободы и законные интересы, а также защитить охраняемые законом публичные интересы (ч. 1 ст. 291.11 АПК РФ)

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке надзора являются следующие нарушения (ст. 308.8 АПК РФ):

1) судебный акт нарушает права и свободы человека и гражданина, которые гарантированы Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

2) судебный акт нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) судебный акт нарушает единообразие в применении и толковании судами норм права*

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль