Проведение экспертизы в случае утраты или повреждения груза

226

Вопрос

Помогите разобраться с пунктом 83 Постановления "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". Речь идет о проведении экспертизы в случае утраты или повреждения груза. Из контекста данной статьи я понимаю, что такая экспертиза должна быть в любом случае. С другой стороны, если стороны договора согласовали в акте размер недостачи без привлечения эксперта, то факты изложенные в акте не будут являться доказательствами?

Ответ

В качестве доказательств допускаются письменные доказательства, в том числе акты (ст.64, 75 АПК РФ), в связи с чем, составленный сторонами договора акт, в котором согласован размер недостачи, может выступать в качестве доказательства соответствующих обстоятельств. Отсутствие приложенной к акту экспертизы не влечет признание указанного акта недействительным. Однако, учитывая тот факт, что нарушено требование о приложении результатов проведения экспертизы для определения размера фактической недостачи, суд может критически оценить указанный акт при отсутствии иных доказательств размера фактической недостачи груза.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

«Статья 64. Доказательства

1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

2. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства,* объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Статья 71. Оценка доказательств

1. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

2. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.*

3. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

4. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

5. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Статья 75. Письменные доказательства

1. Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты,* справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа».

2. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

«Статья 38. Акты

1. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров».

3. Постановление ФАС СЗО от 18.04.2012 № А56-24430/2011

«При обнаружении недостачи ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» (грузополучателем) с участием водителя - предпринимателя Иванова В.Н. составлены акты о расхождениях/повреждениях от 15.10.2010, которые не содержат подробного описания количества, ассортимента поврежденного товара, описания характера и размера имеющихся повреждений и дефектов, не установлена стоимость утраты груза; экспертиза поврежденного груза не проводилась.

О количестве и стоимости недостачи товара ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» сообщило ООО «ОМЕГАТРАК» только в претензии от 18.10.2010.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, что истец не доказал наличия совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков».

4. Постановление 2 ААС от 22.05.2015 № А31-10369/2014

«По мнению ответчика, обжалуемый судебный акт принят в отсутствие надлежащего извещения ИП Мишенева А.В. о времени и месте судебного заседания. Претензия истца ответчиком не получена. Вина ответчика в не сохранности груза отсутствует, поскольку в имеющихся обстоятельствах отсутствовала возможность предвидеть и предотвратить обстоятельства, связанные с хищением неизвестными лицами части груза. Представленная в материалы дела транспортная накладная не отвечает установленной законом форме. Акт от 23.12.2013 составлен без участия ИП Мишенева А.В., о времени и месте составления акта ответчик не извещался. В нарушение требований законодательства экспертиза определения размера недостачи не проводилась.*

Факт частичной утраты груза подтвержден представленным в материалы дела коммерческим актом от 23.12.2013, который подписан водителем без возражений.

Согласного данного акта автомобиль прибыл на склад со вскрытой пломбой, по факту выгрузки обнаружена недостача.

В акте указаны номера отсутствующих и поврежденных грузовых мест, результат их перерасчета и сумма недостачи.

Водитель возражений по акту не заявил.*

Сумма недостачи (в сторону уменьшения) уточнена истцом в акте № 2 от 23.12.2014.

Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на отсутствие вины исполнителя в причинении ущерба, в обоснование чего указывает, что по факту утраты части груза возбуждено уголовное дело.

Вместе с тем, данное обстоятельство, вопреки доводам ответчика, не освобождает его от обязательства по возмещению истцу причиненных убытков в связи с частичной утратой принятого к перевозке ответчиком груза по договору.

По смыслу статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Наличие данных обстоятельств ответчиком не подтверждено.

Ответчик является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую, то есть на свой страх и риск, деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от выполнения в данном случае транспортных услуг.

При данных обстоятельствах требования истца о взыскании убытков в связи с ненадлежащей перевозкой груза заявлены правомерно и подлежат удовлетворению».*

29.09.2015

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль