Признание договора недействительным

53

Вопрос

Мэрия города поручила двум муниципальным пассажирским перевозчикам провести обследование пассажиропотоков по городу на всем транспорте. Эти два перевозчика заключили с проектным институтом из Санкт-Петербурга договор на проведение таких работ + проект оптимизации сети маршрутного транспорта. Два заказчика внесли аванс из собственных средств. Проектный институт выполнил работу и передал результат заказчикам. Заказчики оплачивать результат не стали и проектный институт обратился с соответствующим иском в суд. Внезапно оказалось, что местное УФАС привлекло Мэрию города к административной ответственности за нарушение 94-ФЗ: по логике УФАС вина Мэрии города выразилась в бездействии при заключении этого договора между двумя муниципальными перевозчиками и проектным институтом. Т.е. Мэрия города должна была заключать договор на такое обследование (1) сама и (2) через процедуру согласно 94-ФЗ. Теперь УФАС вышло с иском о признании недействительным договора между перевозчиками и проектным институтом. Резюме: Перевозчики выбирали подрядчика и условия договора самостоятельно - без участия Мэрии города, перевозчики заплатили аванс из собственных денежных средств - без использования бюджетных средств, результат работы получили перевозчики - у Мэрии нет законных оснований претендовать на результат работ по договору.

Вопрос 1. Действительно ли в бездействии Мэрии города есть состав правонарушения?

Вопрос 2. Есть ли законные основания для признания договора недействительным в описанной ситуации?

Ответ

Договор может быть признан недействительным по основаниям, предусмотренным законом. Из вопроса не следует, что есть какое-либо специальное основание, а значит речь идет о признании договора недействительным на основании ст. 168 ГК РФ, то есть из-за нарушения обязательных требований закона. УФАС РФ, видимо, полагает, что в рассматриваемом случае речь идет об обходе закона, что запрещено ст. 10 ГК РФ и является основанием для признания договора недействительным (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. №25). Обход закона выразился в том, что администрация поручила провести закупки лицам, которые не обязаны руководствоваться законодательством о госзакупках. Однако не учтено следующее.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ регулировал только случаи, когда заказчик, то есть администрация, осуществляет закупку за счет бюджетных и внебюджетных средств (ст. 1 Федерального закона). Но именно случаи, когда администрация проводила закупку, а не третьи лица. Если администрация закупку не проводила вовсе, то она не могла нарушить Федеральный закон №94-ФЗ, так же как не могла его нарушить, не получив в итоге ни товар, ни работу, ни услугу. Поэтому, полагаем, что позиция УФАС РФ недостаточно обоснована.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Статья 1. Предмет и цели регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов*.

2. Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные:

1) с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;

2) с привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

28.09.2015

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль