О начислении амортизационных отчислений

76

Вопрос

Государственное унитарное предприятие Республики Крым. История создания: 12.11.2014 г. Постановлением Госсовета РК имущество Публичного акционерного общество перешло в управление и собственность Республики Крым.10.12.2015 г. Совет министров РК издает Распоряжение о создании ГУП РК, относит вновь созданное предприятие к ведению Министерства сельского хозяйства РК. В Распоряжении указывается, что за ГУП РК закрепляется на праве хозяйственного ведения имущество ПАО, а также Министерству сельского хозяйства РК поручается: утвердить устав ГУПа, назначить руководителя, провести регистрацию, обеспечить осуществление необходимых мероприятия связанных с закреплением имущества. Устав ГУПа утвержден - 15.12.2014 г.; Руководитель назначен - 16.12.2014 г., Регистрация ГУПа - 22.12.2014 г. Имущество (включая основные средства и оборотные активы) закреплены за ГУПом - Приказами Министерства с.х. РК 29-31 декабря 2014 г., согласно Перечня прилагающегося к Приказам. В данном Перечне стоимость отражена тремя колонками: первоначальная стоимость, износ, остаточная стоимость. Оценка имущества не проводилась. В соответствие с требованиями бухучета по законодательству РФ. Поскольку оценка не проводилась, ГУП РК поставил на учет имущество по остаточной стоимости - как справедливой. В августе 2015 г. (по истечении 9 месяцев) Министерство с.х. РК направило в адрес ГУПа письмо с требованием - постановки на учет имущества по первоначальной стоимости, отраженной в Перечне. ГУП РК считает, что данная позиция Министерства ошибочна и приведет к значительным искажениям по начислению амортизационных отчислений, налоговому учету.

Вопрос 1. Правомерно ли требование Министерства?

Вопрос 2. По какой стоимости учитываются (отражаются в учете) основные средства (имущество) у вновь созданных предприятий, если учредитель не проводил на момент закрепления инвентаризацию и оценку?

Ответ

Нет, неправомерно.

В бухгалтерском учете имущество принимается по остаточной стоимости, указанной в акте. Минфин России неоднократно озвучивал тот факт, что организация не вправе отражать на своем балансе начисленную амортизацию другими балансодержателями, а, следовательно, она не вправе отражать у себя в учете имущество по первоначальной стоимости и амортизацию, начисленную ранее. Таким образом, она должна отразить по остаточной стоимости. При этом в целях обеспечения полноты и достоверности информации в реестре государственного (муниципального) имущества государственным (муниципальным) предприятиям необходимо в составе представляемых в уполномоченный орган данных о государственном (муниципальном) имуществе, полученном ими в хозяйственное ведение, отражать сведения об изменениях стоимостных оценок имущества, включая информацию о суммах начисленных амортизаций и причинах таких изменений.

В налоговом учете имущество принимается по остаточной стоимости по данным налогового учета передающей стороны.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 19.03.2014 № 02-06-10/11905

«Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел по компетенции письмо по вопросу начисления унитарными предприятиями амортизации нефинансовых активов за период нахождения имущества в составе казны и сообщает.

Государственные (муниципальные) унитарные предприятия осуществляют бухгалтерский учет объектов нефинансовых активов в составе основных средств, до принятия соответствующих федеральных стандартов, согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01).

ПБУ 6/01 не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете организации, принимающей объект основных средств, первоначальной стоимости и начисленных сумм амортизации, отраженных предыдущими владельцами такого объекта.

Вместе с тем согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом, по мнению Департамента, в целях обеспечения полноты и достоверности информации в Реестре государственного (муниципального) имущества государственным (муниципальным) предприятиям необходимо в составе представляемых в уполномоченный орган данных о государственном (муниципальном) имуществе, полученном ими в хозяйственное ведение, отражать сведения об изменениях стоимостных оценок имущества, включая информацию о суммах начисленных амортизаций и причин таких изменений.»

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 05.10.2011 № 07-02-06/185

«В связи с письмом Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. Положением не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете организации, принимающей объект основных средств, сумм амортизации, начисленных предыдущими владельцами такого объекта.

По разъяснению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики согласно п.1 ст.256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном гл.25 НК РФ.В п.7 ст.258 НК РФ определено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Данная норма НК РФ не может напрямую применяться унитарными предприятиями в связи с тем, что согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственниками имущества, находящегося у данных организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении, являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Таким образом, в случае передачи унитарному предприятию имущества, являющегося в целях гл.25 НК РФ амортизируемым основным средством, предыдущий собственник отсутствует, так как с такой передачей не происходит смены собственника имущества.

По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, в целях гл.25 НК РФ в рассматриваемом случае унитарное предприятие формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета собственника, передающего имущество, который обязан предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и его оставшемся сроке полезного использования, руководствуясь абз.2 п.1 ст.257 и абз.1 п.1 ст.258 НК РФ.”

29.09.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль