Ответственность перевозчика груза

223

Вопрос

У грузоперевозчика автомобиль попал в аварию, груз частично повредился. Подозрение, что груз не застрахован. Собственник часть груза принял на складе (составлен акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей). А остальную часть уничтожил (составлен акт об уничтожении). Сейчас собственник выставляет претензию к перевозчику на уничтоженный груз. Правомерно ли это? Для изучения данной проблемы нужны НПА и практика (решения судов) в данном направлении.

Ответ

Да правомерно, так как после того как перевозчик проставит в транспортной накладной отметку о принятии груза к перевозке, на него возлагается ответственность за сохранность груза (п. 1 ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 УАТ).

Сложность состоит в том, что ответственность перевозчика установлена в законах таким образом, что ее можно только увеличить, но не ограничить или исключить, если иное прямо не предусмотрено:

Также действующим законодательством предусмотрены случаи освобождения перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по договору. Согласно п. 2 ст. 794, п. 1 ст. 796 ГК РФ и ст. 36 УАТ, перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

Это правило закреплено в пункте 2 статьи 793 Гражданского кодекса РФ, статье 37 УАТ, статье 11 Закона о ТЭД. Даже если условия об ограничении ответственности удастся включить в договор, то грузоотправитель (клиент) сможетдобиться признания такого условия недействительным в суде.

Ограничение ответственности перевозчика

При заключении договора

Ограничить ответственность перевозчика можно в отношении диспозитивных норм статей 34 и 35 УАТ – там, где прямо сказано, что договором может быть предусмотрено «иное». Речь идет об ответственности:

Ответственность за несохранность груза (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) предусмотрена таким образом, что уменьшить ее или исключить невозможно.* И все же есть некоторые способы, чтобы ограничить ответственность перевозчика.

На практике наиболее выгодным для перевозчика является вариант, когда отправитель не указывает объявленную стоимость (ценность) груза в договоре (в разд. 5 транспортной накладной). Это связано с тем, что в случае несохранности груза грузоотправителю придется доказать факт передачи перевозчику груза к перевозке, а также факт причинения ущерба (с указанием размера) в результате перевозки*. На практике при рассмотрении споров в арбитражном суде это не всегда удается.

Если грузоотправитель все же намерен объявить ценность груза в договоре, то перевозчику нужно учесть, что он будет отвечать в рамках указанной суммы (ч. 7 и 8 ст. 34 УАТ).

Обычно за объявление ценности перевозчики взимают дополнительный сбор в процентном выражении от ценности груза. Ради экономии и неоплаты сбора некоторые грузоотправители занижают действительную стоимость груза или вообще указывают символическую сумму, что в некоторых случаях выгодно перевозчикам.

Кроме того, если отправитель сдает груз с объявленной стоимостью (ценностью), то перевозчику выгодно включить в договор условие, согласно которому провозная плата входит в стоимость груза. Иначе в случае несохранности груза перевозчику наряду с возмещением убытков придется вернуть эту провозную плату (ч. 9 ст. 34 УАТ).

В договоре также желательно предусмотреть порядок действий на случай, если отправитель предоставит для перевозки груз, который не соответствует требованиям, установленным правилами перевозок грузов. Необходимо установить срок, в течение которого грузоотправитель обязан привести груз в соответствие с требованиями. Если этого не сделать и отказаться от исполнения договора на основании частей 4 и 5 статьи 10 УАТ, то впоследствии могут возникнуть трудности при доказывании обоснованности такого отказа в арбитражном суде.

Наконец перевозчику нужно иметь в виду, что грузоотправитель может настоять на включении в договор ответственности за такое нарушение обязательств, которое не предусмотрено законом (например, за просрочку погрузки груза на транспортное средство, если такая обязанность возложена на перевозчика). Дополнительных пунктов об ответственности за неисполнение обязательств желательно избегать.

При приеме груза

При приеме груза перевозчику нужно проверить:

Также необходимо проследить за погрузкой грузов в транспортное средство. Подробнее см. Что необходимо проверить при приеме груза от грузоотправителя.

Иногда чтобы избежать неблагоприятных последствий, перевозчику имеет смысл отказаться от исполнения договора. Это возможно, если грузоотправитель:

Кроме того, в перечисленных случаях перевозчик может также взыскать с грузоотправителя:

Ответственность грузоотправителя предусмотрена частями 4 и 5 статьи 10 и частью 1 статьи 35 УАТ.

Отказ от исполнения договора в указанных выше случаях поможет избежать ответственности за повреждение (порчу) груза или нарушение срока доставки.

В ходе исполнения договора

После того как перевозчик проставит в транспортной накладной отметку о принятии груза к перевозке, на него возлагается ответственность за сохранность груза (п. 1 ст. 796 ГК РФч. 5 ст. 34 УАТ).*

Однако действующим законодательством предусмотрены случаи освобождения перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по договору. Согласно пункту 2 статьи 794, пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса РФ и статье 36 УАТ, перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

  • Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»)
  • или Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

    Это подтверждается и судебной практикой, так в определении ВАС РФ от 27.04.2015 № 307-ЭС15-3813 №А44-1418/2014 суд взыскал с перевозчика стоимость поврежденного груза в деле о взыскании причиненного повреждением в результате дорожно-транспортного происшествия ущерба, так как в силу ч. 5 ст. 34 УАТ и норм ГК РФ именно перевозчик груза автомобильным транспортом несет ответственность перед заказчиком за сохранность груза в пути следования и материалами дела доказана совокупность условий для взыскания с перевозчика причиненного ущерба.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

    Рекомендация: Как ограничить ответственность перевозчика (экспедитора) при заключении договора и в ходе его исполнения

    «Работа автомобильного перевозчика и транспортного экспедитора сопряжена со множеством рисков. Поэтому очевидно их желание эти риски минимизировать.

    Сложность состоит в том, что ответственность перевозчика и экспедитора установлена в законах таким образом, что ее можно только увеличить*, но не ограничить или исключить, если иное прямо не предусмотрено:

    • непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
    • временных ограничений или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
    • иных не зависящих от перевозчика причин и обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
    • Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; далее – УАТ)
    • или Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД).
    • наличие и содержание транспортных и товарно-сопроводительных документов;
    • состояние груза.
    • предъявит груз для перевозки с опозданием;
    • предъявит для перевозки груз, который нужно доставить в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза (заказом или заявкой на перевозку груза);
    • предъявит для перевозки груз, который не предусмотрен договором перевозки груза (заказом или заявкой на перевозку груза);
    • предъявит груз в состоянии, которое не соответствует требованиям, установленным Правилами перевозок грузов, и не приведет груз в соответствие с этими требованиями в срок, который установлен договором перевозки груза.
    • штраф в размере 20 процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не предусмотрено договором,
    • и убытки, согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ, сверх штрафа.
  • непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • временных ограничений или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
  • иных не зависящих от перевозчика причин и обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

При наличии этих обстоятельств перевозчик может составить односторонние документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт). Они будут подлежать оценке судом наряду с другими документами, которые подтверждают обстоятельства, служащие основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза (ч. 4 ст. 796 ГК РФ).

Задача перевозчика – представить доказательства того, что он принял исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза и что повреждение произошло вследствие непредотвратимых обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить*. Однако на практике доказать такие обстоятельства весьма затруднительно.

При перевозках некоторых грузов может иметь место усушка, утруска, выветривание и т. д. Если грузополучатель (грузоотправитель) при этом предъявляет претензии из-за недостачи груза, то нужно проверить, какова разница между массой груза, которая указана в транспортной накладной, и массой груза, которую определил грузополучатель. Может оказаться, что эта разница находится в пределах нормы естественной убыли груза. Если превышения нормы нет, то перевозчик не будет отвечать за такую недостачу. Однако даже если не будут превышены нормы естественной убыли, но при этом будет отсутствовать целое грузовое место, то перевозчику не удастся это объяснить усушкой, утруской, выветриванием или иными подобными факторами.

См. также

Справочники

22.09.2015

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль