Гарантийный срок эксплуатации

246

Вопрос

Что понимается под «гарантийным сроком эксплуатации продукции по договору поставки» и с какого момента он будет исчисляться по общему правилу, если стороны не оговорили это в договоре поставки. Ситуация: В договоре указано: «Гарантийный срок на продукцию и условия гарантии устанавливаются заводом-изготовителем». При этом завод-изготовитель является поставщиком по договору. А в спецификации к этому договору стороны оговорили все существенные условия, а также пункт следующего содержания: «Гарантийный срок эксплуатации продукции по настоящему договору – 6 месяцев».

Ответ

 1. Можно выделить три основных признака гарантийного срока эксплуатации продукции: А). Это срок, в течение которого качество товара должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ (п. 2 ст. 470 ГК РФ);

Б). Если покупатель обнаружит недостатки в течение гарантийного срока, то вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара (п. 3 ст. 477 ГК РФ). При этом он не должен доказывать, что недостатки возникли до получения товара или по причинам, возникшим до этого момента;

В). Поставщик несет ответственность перед покупателем за выявленные в течение гарантийного срока недостатки, если не докажет, что недостатки возникли после его передачи покупателю по причине нарушения покупателем правил пользования товаром или хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476п. 3 ст. 477 ГК РФ).

2. Если в договоре не установлена дата начала течения гарантийного срока, то такой срок начинает течь с момента фактической передачи товара от поставщика покупателю (абз. 2 п. 1 ст. 224п. 1 ст. 471 ГК РФ). При этом не имеет значения способ передачи (доставка или выборка).

Требования по качеству можно предъявить в течение 2 лет, но после истечения договорной гарантии доказывать момент и причину возникновения недостатков обязан будет покупатель (п. 5 ст. 477 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация:Гарантия качества товара: формулировка условий договора, возможные риски для поставщика

«Условие о гарантийном сроке

Договорная гарантия качества выражается в гарантийном сроке. Можно выделить три основных признака этого срока, о которых поставщику необходимо помнить при установлении его продолжительности.

1. В течение гарантийного срока качество товара должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 470 ГК РФ).

2. Если покупатель обнаружит недостатки товара в течение гарантийного срока, то будет вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара (п. 3 ст. 477 ГК РФ). При этом он не должен будет доказывать, что недостатки возникли до получения товара или по причинам, возникшим до этого момента.

3. Поставщик несет ответственность перед покупателем за выявленные в течение гарантийного срока недостатки, если не докажет, что недостатки возникли после его передачи покупателю по причине нарушения покупателем правил пользования товаром или хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476п. 3 ст. 477 ГК РФ).

Как установить продолжительность гарантийного срока

Стороны договора вправе установить любой по продолжительности срок действия гарантии качества (гарантийный срок), так как закон каких-либо пределов на этот счет не устанавливает.

В то же время, если гарантийный срок будет составлять менее двух лет (например, один год или полтора года), покупатель все равно сможет предъявить требования в связи с недостатками товара, обнаруженными по истечении гарантийного срока. Главное, чтобы они были выявлены не позднее двух лет с момента передачи товара (п. 5 ст. 477 ГК РФ). Отличие состоит в следующем. Поскольку с истечением гарантийного срока гарантия, предусмотренная договором, прекращена, то доказывать момент и причину возникновения недостатков обязан будет покупатель.*

Поставщику нужно уделить особое внимание условию о начале течения гарантийного срока.

Если в договоре не установлена дата начала течения гарантийного срока, то такой срок начинает течь с момента фактической передачи товара от поставщика покупателю (абз. 2 п. 1 ст. 224п. 1 ст. 471 ГК РФ). При этом не имеет значения способ передачи (доставка или выборка).*

Однако поставщик вправе предложить включить в договор и иной порядок течения срока, например, чтобы начало гарантийного срока совпадало с моментом предоставления товара в распоряжение покупателя (при выборке) или с моментом передачи товара перевозчику (при доставке). В обоих случаях (и при выборке, и при доставке) гарантийный срок начнет течь еще до того, как фактически товар окажется у покупателя.

<…>

Независимо от того, как именно сформулировано условие договора о начале гарантийного срока, он не начнет течь, если покупатель не может использовать товар по обстоятельствам, которые зависят от поставщика (например, если не переданы все комплектующие детали или документы). Только после того, как тот устранит указанные обстоятельства, начнется течение гарантийного срока (п. 2 ст. 471 ГК РФ).*

Кроме того, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого его использование было невозможно из-за обнаруженных недостатков. Такое продление происходит при условии надлежащего уведомления покупателем поставщика в разумный срок после обнаружения недостатков (абз. 2 п. 2 ст. 483 и п. 1 ст. 483 ГК РФ, см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 5 мая 2011 г. по делу № А06-2386/2010).

По общему правилу гарантия качества товара распространяется на все составляющие его части – комплектующие изделия, детали (п. 3 ст. 470 ГК РФ). Поставщик обязан выполнять принятые на себя гарантийные обязательства в отношении всех частей этого товара.

Однако норма пункта 3 статьи 470 Гражданского кодекса РФ является диспозитивной, и стороны в договоре могут предусмотреть иное правило. *

Так, при поставках сложных вещей (ст. 134 ГК РФ) имеет смысл включить в договор условие, по которому гарантия не касается отдельных частей товара.

Однако наличие такого условия не лишит покупателя права предъявить поставщику требование, связанное с недостатками отдельных частей товара, исключенных из гарантии, если такие недостатки обнаружены в течение двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ). При этом покупателю самому придется доказывать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ). Если покупатель доказать это не сможет, то будет заменять (ремонтировать) детали (комплектующие) товара за свой счет».*



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.