Руководителем дано задание о подготовке проекта регионального закона, регулирующего порядок сноса жилья и переселения граждан не только для государственных нужд, но и при необходимости нового строительства, развития территории и прочее

131

Вопрос

Руководителем дано задание о подготовке проекта регионального закона, регулирующего порядок сноса жилья и переселения граждан не только для государственных нужд, но и при необходимости нового строительства, развития территории и прочее. Поскольку опыта законотворческой деятельности я пока не имею, я начала поиск подобной практики в других регионах. На сегодняшний день я смогла найти только Закон города Москвы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».Однако практика Москвы существенно отличается от практики других регионов. Помогите найти подобные законы в других субъектах РФ

Ответ

Направляем Вам для ознакомления примеры нормативно-правовых актов, принятых в субъектах РФ и регулирующих подобные вопросы (порядок сноса жилых домов и переселения граждан).

 

1. «ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОРЛА от 23.10.1997 № 850 „О порядке выделения земельных участков под строительство объектов со сносом жилых домов“

Постановляю:

1. Установить, что земельные участки под строительство объектов любого назначения выделяются предполагаемому заказчику после того, когда он, предварительно изучив условия выделения участка, дает письменное заявление в администрацию города на его выделение.

2. Предложить заказчикам заключать договора с владельцами или нанимателями жилых помещений об условиях предоставления им жилья взамен сносимого. Заключенные договора являются основанием для переселения граждан вне зависимости от размере жилой площади, предоставленной на одного человека и числа семей, проживающих на данной площади.

3. Установить, что заказчик обязан в течение двух лет после выделения ему земельного участка переселить граждан в соответствии с заключенными договорами независимо от того, начал он освоение выделенной площади или нет.

По истечении двух лет администрация города вправе отменить постановления о выделении земельного участка, если заказчик его не осваивает, сохраняя за ним обязанность о сносе жилых домов, предусмотренных ранее принятым постановлением.

4. Управлениям и отделам администрации города внести соответствующие коррективы в договора по выделению земельных участков в соответствии с настоящим постановлением».

2. «ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА от 07.06.2006 № 1104 «Об утверждении положения о сносе жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных конструкций, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства на территории Волгограда»

В связи с необходимостью приведения нормативных правовых актов администрации Волгограда и главы Волгограда в соответствие действующему законодательству Российской Федерации, руководствуясь статьей 39 Устава города-героя Волгограда, постановляю:

1. Утвердить Положение о сносе жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных конструкций, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства на территории Волгограда (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

И.о. главы Волгограда

Р.Т.Херианов

Положение

о сносе жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных

конструкций, находящихся в муниципальной собственности

и расположенных на земельных участках, предоставленных

для нового строительства на территории волгограда

1. Положение о сносе жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных конструкций, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства на территории Волгограда (далее — Положение), устанавливает порядок рассмотрения вопросов по сносу жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных конструкций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства на территории Волгограда.

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

жилой дом — индивидуально определенное здание, прочно (фундаментально) связанное с землей, в котором вся или не менее половины площади занята комнатами, а также помещениями мест вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения хозяйственно-бытовых и иных нужд граждан, связанных с их проживанием в таком доме;

здание — наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных;

строительное сооружение — единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций;

монолитные конструкции — бетонные и железобетонные строительные конструкции, бетонирование которых осуществляется непосредственно на месте их проектного положения;

строительные конструкции — часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

3. Для рассмотрения вопросов о сносе жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных конструкций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства, при администрации Волгограда создается комиссия по решению вопросов о сносе жилых домов и иных строений и демонтаже монолитных конструкций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства (далее — комиссия).

4. Состав комиссии утверждается постановлением главы Волгограда.

5. В состав комиссии включаются представители структурных подразделений администрации Волгограда.

6. К работе комиссии могут привлекаться по согласованию представители управления внутренних дел Волгограда, Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Волгоградской области, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, другие должностные лица органов надзора, общественности.

7. Руководство работой комиссии осуществляет ее председатель.

8. Основными задачами комиссии являются:

рассмотрение вопросов о сносе жилых домов и иных строений и демонтаже монолитных конструкций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства;

рассмотрение проектов организации работ по сносу или демонтажу жилых домов, иных строений и монолитных конструкций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства;

принятие решений о компенсации собственнику жилых домов в случае сноса жилых домов, иных строений монолитных конструкций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства;

принятие решений об исключении объектов капитального строительства, подлежащих сносу, из реестра муниципального имущества;

принятие технического решения об изменении схемы инженерного обеспечения в связи со сносом объекта.

9. Материалы для рассмотрения комиссией готовятся и представляются департаментом муниципального имущества администрации Волгограда.

Департамент муниципального имущества администрации Волгограда для рассмотрения вопроса о сносе жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных конструкций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства, на заседании комиссии представляет следующие документы:

обращение лиц, которым земельный участок выделен для нового строительства;

документы о предоставлении земельного участка для строительства;

копию технического паспорта жилого дома или иного строения, расположенного на земельном участке, предоставленном для нового строительства, выданную организацией технической инвентаризации, с указанием степени износа основных конструктивных элементов и дома (строения) в целом, а также остаточной стоимости этого дома (строения) (на день обращения в комиссию);

заключение о расселении граждан из жилых помещений, расположенных на земельном участке, предоставленном для нового строительства;

заключение департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда об отключении объекта от действующих сетей;

отчет независимого оценщика о рыночной стоимости строения, расположенного на земельном участке, предоставленном для нового строительства. При этом договор о проведении оценки заключается оценщиком с департаментом муниципального имущества администрации Волгограда (при необходимости);

другие документы, которые комиссия признает необходимыми для принятия решения.

10. Комиссия в течение 10 дней рассматривает материалы о сносе жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных конструкций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства, и принимает решение:

о сносе жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных конструкций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства, силами специализированной организации;

о сносе жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных конструкций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства, силами застройщика;

о порядке осуществления сноса жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных конструкций и инженерных коммуникаций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства.

11. Заседания комиссии назначаются ее председателем по мере подготовки необходимых материалов.

12. На заседание комиссии приглашаются руководители организаций, которым земельный участок выделен для нового строительства.

13. Решение комиссии правомочно, если на заседании присутствует более половины ее членов.

14. Решение комиссии оформляется в виде протокола, который подписывается секретарем, присутствующими членами комиссии и утверждается председателем.

15. Контроль за исполнением решений комиссии осуществляется председателем, а в части сроков исполнения — ее секретарем.

16. Обжалование решений комиссии осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

17. После завершения работ по сносу жилых домов, иных строений и демонтаже монолитных конструкций и инженерных коммуникаций, расположенных на земельных участках, предоставленных для нового строительства, администрация района Волгограда составляет акт о завершении работ по сносу, который в течение трех дней направляет в департамент муниципального имущества администрации Волгограда для подготовки распоряжения администрации Волгограда об исключении объекта из реестра муниципального имущества.

Департамент муниципального

имущества администрации

Волгограда"

3. «ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КАЗАНИ от 14.01. 2005 № 27 «Об установлении стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, предоставляемого гражданам, выселяемым из домов, сносимых в связи со строительством дорог большого и малого казанских колец»

«В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 № 527 „Об изъятии находящихся в пользовании граждан земельных участков и сносе принадлежащих им на праве личной собственности жилых домов в Кировском районе г. Казани в связи со строительством автомобильных дорог Большого и Малого казанских колец“ и Постановлением Главы администрации г. Казани от 07.12.2002 № 2002 „Об изъятии находящихся в пользовании граждан земельных участков и сносе принадлежащих им на праве личной собственности жилых домов в Кировском районе г. Казани в связи со строительством автомобильных дорог Большого и Малого казанских колец“ изъяты земельные участки, находящиеся в пользовании граждан, и разрешен снос домов, указанных в приложении к вышеназванному Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан.

В целях обеспечения граждан, выселяемых из сносимых домов, жилой площадью постановляю:

1. Установить стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья, предоставляемого гражданам при отселении, 15000 рублей.

2. Департаменту текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства администрации г. Казани (Д.Г.Егоров), выступающему в качестве заказчика-застройщика, принять акты Управления жилищной политики администрации г. Казани по цене, установленной пунктом 1 настоящего Постановления, и по фактически предоставленным площадям.

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации г. Казани М.Н.Хафизова.

К.Ш.Исхаков»

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 06.06.2001 № 368 «О мерах по упорядочению переселения лиц из жилых помещений, подлежащих сносу в связи с осуществлением строительства»

«В целях упорядочения отселения лиц, проживающих в жилых помещениях, подлежащих сносу в связи с отводом земельного участка для строительства, реализации градостроительной политики на территории Белгородской области, реконструкции районов старой застройки, в связи с признанием строений аварийными или малопригодными для проживания, постановляю:

1. Утвердить до принятия соответствующего закона Белгородской области Временный порядок переселения лиц из жилых помещений, расположенных в домах, подлежащих сносу (далее — Временный порядок, прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления районов и городов области при предоставлении организациям земельных участков для строительства жилья учитывать положения Временного порядка.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент строительства и транспорта правительства администрации области (Сухарев А.А.).

Глава администрации области

Е.Савченко

Временный порядок

переселения лиц из жилых помещений,

расположенных в домах, подлежащих сносу

1. Настоящий Временный порядок переселения лиц из жилых помещений, расположенных в домах, подлежащих сносу (далее — Временный порядок), разработан в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РСФСР, Федеральным законом от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах Федеральной жилищной политики», Федеральным законом от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

2. Настоящий Временный порядок регулирует отношения, связанные с переселением лиц из жилых помещений в домах (квартирах), подлежащих сносу в связи с реализацией градостроительной политики на территории Белгородской области, реконструкцией районов старой застройки, а также в связи с признанием строений аварийными или малопригодными для проживания, определяет нормативы предоставления другого жилья, а также компенсации за снос жилых помещений юридическими лицами (гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), выступающими заказчиками (инвесторами) строительства на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления при отводе организациям — застройщикам земельного участка для строительства многоквартирных жилых домов в обязательном порядке уведомляют лиц, проживающих в жилых помещениях, об их предстоящем переселении и сносе занимаемого жилья.

4. Органы местного самоуправления, на основании заключаемого договора с инвесторами, в добровольном или в судебном порядке отселяют лиц из подлежащих сносу жилых помещений.

Инвесторы (заказчики) вправе представлять в суде органы местного самоуправления по их доверенности в отношении вопросов, связанных с выселением из подлежащих сносу жилых помещений.

5. Переселение лиц из жилых помещений подлежащих сносу, осуществляется администрацией города (района) в муниципальный жилищный фонд при условии достижения соглашения о размере возмещения застройщиком затрат администрации, связанных с таким переселением.

6. Органы местного самоуправления за свой счет производят отселение лиц из подлежащих сносу аварийных жилых помещений.

7. При сносе жилых домов находящихся в личной собственности граждан выплата компенсации переселяемым из них гражданам осуществляется по правилам статьи 137 Жилищного кодекса РСФСР.

8. Денежная компенсация состоит из сумм компенсаций, выплачиваемых собственникам за сносимые строения, плодово-ягодные насаждения и находящиеся в собственности земельные участки (бывший пункт 9).

9. Предоставление компенсаций собственникам, нанимателям, арендаторам и иным лицам из снесенных домов и других расходов, связанных с переселением указанных лиц, осуществляется за счет средств инвесторов, заказчиков и (или) органов, принимающих решение об освобождении помещений, с включением расходов по предоставлению компенсаций и других расходов, связанных с переселением, в стоимость осуществляемых проектов.

10. Оценка стоимости зданий (жилых помещений) производится независимым оценщиком.

11. При определении размера жилой площади, необходимой для переселения лиц из подлежащих сносу домов (жилых помещений), заказчики строительства учитывают требования Жилищного и Гражданского кодексов РФ.

Лица, выселяемые из подлежащего сносу жилого помещения должны представить органам местного самоуправления и инвесторам подтверждения своего права проживать в сносимом помещении.

Органы местного самоуправления и инвесторы (застройщики) в целях установления соблюдения нормы жилой площади на одного человека при его вселении в сносимое жилое помещение определяют наймодателя, уточняют площадь сносимых жилых помещений и очередность вселения в помещение лиц по датам регистрации, прописки, домовой книге.

12. Собственникам сносимых жилых помещений и проживающим с ними членам семей жилые помещения предоставляются согласно статье 137 Жилищного кодекса РСФСР.

13. Лица, вселившиеся к наймодателю с его согласия на сносимую жилую площадь на правах нанимателей, не приобретают самостоятельного права на предоставление иного жилья взамен сносимого.

Наймодатель вправе предоставить таким лицам для проживания жилое помещение, предоставляемое ему взамен сносимого.

14. Лица, прописанные (зарегистрированные) в подлежащих сносу жилых помещениях и не являющиеся членами семьи, имеют право на денежную компенсацию, пропорциональную занимаемой площади, выплачиваемую инвесторами.

Лица, прописанные (зарегистрированные) в подлежащих сносу жилых помещениях, но не проживающие в них, или лица проживающие, но не прописанные (зарегистрированные) в жилых помещениях, прав на компенсацию не имеют.

15. Если наймодатель (наниматель) и члены его семьи занимали жилое помещение, превышающее по размеру социальную норму, то жилое помещение предоставляется в размере занимаемой площади при условии, что наниматель и члены его семьи имеют на нее право.

16. Договоры найма заключаются организациями, осуществляющими снос жилых помещений, с нанимателями (собственниками жилых помещений) на установленный законом максимальный срок без их обязательного продления.

17. Жилые помещения предоставляются переселяемым лицам по договору найма в виде отдельных квартир из жилищного фонда социального (коммерческого) использования в пределах административных границ населенного пункта в соответствии с составом семьи, определяемым на момент отселения.

18. Органы местного самоуправления или организации, предприятия, осуществляющие снос домов, строений, в которых находятся жилые помещения, по согласованию с собственниками жилых помещений вправе предоставить последним в собственность иные жилые помещения без выплаты компенсации.

19. Лица, имеющие в общей долевой собственности жилое помещение, подлежащее сносу, получают иное жилое помещение такой же площади в долевую собственность с соблюдением размеров долей каждого собственника«.

19.12.2012 г.

С уважением,

эксперт «Системы Юрист» Наталья Ковтуненко

Ответ утвержден:

ведущий эксперт «Системы Юрист» Виктория Рыбалкина

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль