Размещение рекламной конструкции

1418

Вопрос

 Вопросы по ФЗ "О Рекламе"
1. Земельный участок в собственности ООО. На заборе размещается реклама. Должен ли собственник согласовать эту рекламу с муниципалитетом(внести в схему, получить разрешение, заплатив гос. пошлину)? Должен ли он согласовать проект содержания рекламы (цвет, стиль и т.д.)Должен ли он, меняя один баннер на другой, повторно платить гос. пошлину, и получать вновь разрешение (при этом он не сдает конструкцию третьим лицам)?
2. Рекламная конструкция располагается на муниципальной земле, уже в судебном порядке установить право собственности на нее, предъявив иск к администрации?3. Здание в собственности ООО. Обязан ли собственник получить разрешение у администрации на размещение рекламы на фасаде?
4. Гос. пошлина в размере 5000 за 1 рекламное место. Забор - это оно рекламное место или их много? Есть ли нормы?
5. п. 9.3. Лицо, которому выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, обязано уведомлять орган местного самоуправления, выдавший такое разрешение, обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении этой рекламной конструкции (сдача рекламной конструкции в аренду, внесение рекламной конструкции в качестве вклада по договору простого товарищества, заключение договора доверительного управления, иные факты). Вопрос - если лицо размещает на рекламной конструкции рекламу третьих лиц, подходит ли этот факт под этот пункт. Договор на оказание услуг по размещению рекламы, по сути права у третьего лица в отношении рекламной конструкции (!!!) возникают или нет?

Ответ

 1. если собственник размещает рекламную конструкцию на своем заборе, он обязан получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции у органа местного самоуправления, заплатив госпошлину (п.9 ст.19 Закона о рекламе). При принятии решения о выдаче разрешения, орган местного самоуправления проверяет проект рекламной конструкции (а не содержание рекламы) на соответствие ее требованиям технического регламента, т.е. согласовывать содержание рекламы в указанном случае не требуется. Однако если рекламораспространитель нарушит законодательство о рекламе, он может быть привлечен к административной ответственности по ст.14.3 КоАП РФ.

Если рекламная конструкция размещается не на земельных участках и не на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, включать данные конструкции в схему размещения не требуется (п.5.1, 5.8 ст.19 Закона о рекламе).

Рекламными конструкциями являются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения.

Так как разрешение выдается на рекламную конструкцию для размещения баннеров, а не на сам баннер, при смене баннеров, получать новое разрешение и платить госпошлину не требуется.

2. если рекламная конструкция является недвижимым имуществом и расположена на муниципальном земельном участке, признать право собственности на нее возможно только в случаях, указанных в ч.3 ст.222 ГК РФ.

3. собственник здания, на фасаде которого размещается реклама, или владелец рекламной конструкции обязаны получить разрешение на размещение рекламы у органа местного самоуправления (п.9 ст.19 Закона о рекламе).

4. государственная пошлина оплачивается не за 1 рекламное место, а за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции (п.105 ч.1 ст.333.33 НК РФ). Таким образом, если на заборе размещается несколько рекламных конструкций, то за выдачу разрешения на каждую рекламную конструкцию необходимо оплачивать госпошлину в размере 5000 рублей.

5. В случае заключения договора на оказание услуг по размещению рекламы у Заказчика данных услуг права на рекламную конструкцию не возникают, т.к. эксплуатирует рекламную конструкцию ее владелец, выполняющий по договору услуги по размещению рекламы, в связи с чем, п.9.3 ст.19 Закона о рекламе в указанном случае не применяется.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

«Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций

1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.* Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

5.8. Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.* Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

9. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.*

15. Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

17. Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев».

2. ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения

«1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений.

Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6)».

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

«Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

1. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

105) за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции - 5 000 рублей;».

4. Постановление АС СЗО от 01.12.2014 № А42-2909/2013

«В соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации в порядке, установленном названным Законом, подлежат права на недвижимое имущество.

Как разъяснено в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, в случае, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества, в частности, когда право на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

Как видно из материалов дела, земельные участки были предоставлены Обществу для установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Суды, проанализировав положения статьи 19 Федерального закона «О рекламе», правомерно посчитали, что рекламные конструкции исходя из их характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования должны рассматриваться только как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определенный период времени и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению как технических средств.

Обстоятельства изготовления и установки спорных рекламных щитов также не свидетельствуют о создании их в качестве объектов недвижимого имущества. Земельные участки, занятые данными конструкциями, не предоставлялись Обществу для строительства в порядке, предусмотренном статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Для сооружения этих объектов и ввода их в эксплуатацию не выдавались необходимые разрешения и согласования в соответствии с нормами градостроительного законодательства.

Заключение эксперта от 13.01.2014, составленное по результатам назначенной судом строительно-технической экспертизы, оценено судом первой инстанции по правилам статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правомерно не принято в качестве достоверного доказательства, поскольку вопрос об отнесении имущества к движимому или недвижимому имеет правовой характер и для разрешения этого вопроса недостаточно установления прочной физической связи объекта с землей.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные рекламные щиты не относятся к недвижимым вещам, права на которые подлежат государственной регистрации, и правильно удовлетворили исковые требования Администрации».

5. Постановление 13 ААС от 04.08.2010 № А42-9719/2009

«Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как установлено судом в решении и документально не опровергнуто подателем жалобы, рекламный щит представляет собой сборно-разборную конструкцию, состоящую из настила по каркасу и ребрам, и металлических стоек из стандартных профилей. Несущие стойки крепятся к фундаменту анкерными болтами. Перемещение рекламного щита возможно без какого-либо ущерба его назначению, то есть рекламный щит не обладает признаками недвижимого имущества.

Судом полно и всесторонне исследованы представленные Обществом доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы подателя жалобы не опровергают основанные на нормах действующего законодательства выводы суда об отнесении рекламного щита к временным сооружениям. Сооружение не обладает признаками физической и юридической связи с землей.

В материалах дела отсутствуют документы об отводе земельного участка для строительства рекламного щита как объекта недвижимости.

Разрешение на строительство объекта недвижимости Предпринимателю Габукову П.В. и Обществу не выдавалось. Земельный участок изначально выделялся Предпринимателю под установку рекламного щита на условиях аренды, что соответствует п. 5 ст. 19 Федерального закона «О рекламе». Как установлено судом, договор аренды земельного участка № 217 от 01.07.2008 г. в соответствии с названной нормой прекращен 30.06.2009 г. Доказательств заключения нового договора в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», в материалах дела не имеется.

Согласно п/п 2 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, выдачи разрешения на строительство не требуется.

Поскольку рекламный щит не является объектом недвижимости, права Общества не могут признаны нарушенными».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль