Обращение об отмене предписания

1806

Вопрос

В 2014 году организации территориальным органом Росприроднадзором была проведена проверка соблюдения законодательсва в области охраны недр. По результатам проверки было вынесено предписание, включающее требование о проведении оценки запасов подземных вод. В 2015 году из Закона "О недрах" в части требований об обязательном проведении оценки запасов подземных вод были исключены организации, у которых забор воды из скважины не превышает величину утверждённых запасов - 100 куб. м/сут. В связи с соответствием данному требованию организация обратилась в территориальный орган Росприроднадзора с требованием отменить предписание. Однако был получен ответ, что действующее законодательство не предусматривает права контролирующего органа на отмену своего предписания. Имеются ли такие права у контролирующего органа на отмену выданного предписания? Возможно ли обращение об отмене предписания не в судебном порядке, а путём, например, снятия предписания с контроля и отказа от проведения проверки со стороны контролирующего органа? Каким образом возможно отменить предписания в судебном порядке? Какие последствия возможны для организации в случае, если контролирующий орган в итоге не отменит своё предписание? Возможно ли в таком случае проведение проверки соблюдения предписания и наказание по ст. 19.5. КоАП РФ?

Ответ

Правом на отмену «своего» предписания контролирующий орган не обладает, однако, представляется, что такая отмена возможна вышестоящим контролирующим органом или судом.

Так, согласно ст.218 КАС РФ организация может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если контролирующий орган не отменит предписание, и оно не будет исполнено, имеются риски привлечения организации к административной ответственности по ст.19.5 КоАП РФ.

В то же время, необходимо отметить, что административная ответственность по ст.19.5 КоАП РФ возникает за неисполнение законного предписания. При вынесении Росприроднадзором постановления о привлечении организации к административной ответственности по ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания организация сможет обжаловать его в судебном порядке, ссылаясь на незаконность предписания на момент, когда оно должно было быть исполнено, так как содержание обязанностей общества изменено.

Предписание может быть отменено судом в порядке главы 22 КАС РФ или главы 24 АПК РФ, если оно нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для отмены предписания организация должна обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением (ст.218 КАС РФ) или с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта (ст.198 АПК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

«Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров».

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

«Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности».

4. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»

«6. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;».

5. Постановление ФАС ЗСО от 28.01.2011 № А45-16914/2009

«Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и спорное постановление, применил статью 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что на момент вынесения судебного решения обязанность по представлению списка аффилированных лиц акционерного общества на бумажном носителе отменена, постановление об административной ответственности не исполнено.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют закону и материалам дела.

Согласно части 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Законность предписания означает требование об исполнении обязанности, предусмотренной законом, иными нормативными актами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Разделом 8.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (в редакции, действовавшей до 01.07.2009), предусмотрена обязанность акционерного общества представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 23.04.2009 № 09-14/пз-н положения раздела 8.5 Положения о раскрытии информации изложены в новой редакции, согласно которой с 01.07.2009 обязанность акционерного общества представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц устранена, такой список должен публиковаться на странице в сети Интернет.

Таким образом, на момент принятия спорного постановления (24.06.2009) предписание административного органа было основано на законе. Однако спорное постановление не приведено в исполнение и после 01.07.2009 для принятия вышеназванного предписания у административного органа основания отсутствовали, так как положение и содержание обязанностей общества изменены.

В силу части 1, 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В рассматриваемом случае законодательным актом изменено положение лица, совершившего административное правонарушение, постановление о привлечении общества к административной ответственности за непредставление списка аффилированных лиц на бумажном носителе не исполнено, поэтому апелляционный суд правомерно признал такое постановление незаконным».*

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль