Приобретение земельного участока сельхозназначения в собственность

204

Вопрос

Мы ООО, имеем в аренде з/уч с/х назначения с 07.06 2013г в Ульяновской области. Срок аренды 45 лет. Планируем приобрести земельный участок в собственность. Каков порядок приобретения в собственность (интересует сама возможность, процедура (торги или просто наше заявление), определение стоимости)? Есть ли какое-то у нас преимущество покупки? Распространяется ли на нас новые положения ЗК РФ по продаже з/уч, учитывая, что договор аренды был заключен в 2013г, те ранее изменений? Есть ли какие либо штрафы за неиспользование з/уч с/х назначения?

Ответ

Переданный в аренду юридическому лицу земельный участок с/х назначения может быть приобретен таким арендатором в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Данное правило следует из норм, содержащихся в п. 4 ст. 10 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ, п.п. 9 п.2 ст.39.3ЗК РФ. Таким образом, до истечения трех лет аренды участка, выкупить участок без проведения торгов не представляется возможным.

При этом, новые положения об аренде не распространяются на договоры, заключенные до 1 марта 2015 года. Это следует из статьи 34 Закона № 171-ФЗ. Такие договоры будут действовать по правилам, которые существовали на момент их заключения. Однако в настоящее время претерпел изменения и п. 4 ст. 10 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ, который также ранее предусматривал, что право на выкуп участка с/х назначения возникает по истечении 3-х лет аренды.

В соответствии с п.п. 9 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Для приобретения прав на участок нужно подать в уполномоченный орган заявление и список документов, указанный в подпункте 9 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (приложение к приказу Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № 1) – см. «Перечень документов, которые нужны, чтобы приобрести участок в собственность за плату без проведения торгов».

Относительно цены участка, то при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:

- Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

- органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

- органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 Порядка, утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.07.2015 № 333-П цена земельного участка определяется в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и переданного в аренду гражданину или юридическому лицу, при продаже этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом подано заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, предусмотрена ответственность по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Как оспорить штраф за неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ)

«За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, предусмотрена ответственность по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. До 20 марта 2015 года ответственность по этому составу наступала по части 1.1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая фактически стала теперь частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Поэтому вся правоприменительная практика по части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ актуальна и сейчас.

Важно попытаться обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку даже минимальный штраф для организации за нарушение части 2 статьи 8.8 КоАП РФ составляет существенную сумму – 200 тыс. руб. (см., например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 февраля 2015 г. по делу № А54-2421/2014).*

Статья 8.8 КоАП РФ включает в себя четыре состава:

  • использование земельного участка не по целевому назначению (ч. 1) – см. отдельную рекомендацию;
  • неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение установленного срока (ч. 2) – рассмотрен в этой рекомендации;
  • неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение срока, установленного законом (ч. 3), – введен в действие только 20 марта 2015 года, поэтому пока по нему не сформировалась практика;
  • неприведение земель в пригодное состояние (ч. 4) – см. отдельную рекомендацию.

При определенных обстоятельствах суд может признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ, вынесенное уполномоченным органом. Например, когда:

При этом, даже если само правонарушение действительно было, в ряде случаев постановление о привлечении к ответственности можно оспорить по процессуальным основаниям. В частности, если административный орган нарушил правила составления протокола о правонарушении.

Какие меры ответственности и за какие действия грозят по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ

За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, грозит штраф:

  • гражданину – от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 3 тыс. руб.;
  • должностному лицу или индивидуальному предпринимателю – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 50 тыс. руб.;
  • юридическому лицу – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости участка, но не менее 200 тыс. руб.

Такая ответственность установлена в части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. В указанном составе не упоминаются индивидуальные предприниматели, однако они несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в КоАП РФ не предусмотрено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

При назначении наказания учитывается кадастровая стоимость земельного участка. Она указана в государственном кадастре недвижимости. Ее можно узнать, получив кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости. См. также Как узнать кадастровую стоимость.

131.78189 (11,17)

Какие лица будут субъектами ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ

1. Собственники земельных участков сельскохозяйственного назначения (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; далее – Закон № 101-ФЗ).

2. Лица, владеющие земельным участком на следующих правовых основаниях:

  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения;
  • право безвозмездного срочного пользования;
  • право аренды.

Такое правило указано в пункте 2 статьи 6 Закона № 101-ФЗ. При этом изъятие участка производится по правилам главы 17 Гражданского кодекса РФ и главы VII Земельного кодекса РФ.

Признаки неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения установлены в перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369.

131.78190 (11,17)

После какого срока (два года или три года) будет считаться, что земельный участок не используется по назначению, а значит, возникнут основания для привлечения правообладателя к ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ

В практике существует два подхода при расчете срока неиспользования земельного участка.

1. Два года

По общему правилу срок, по истечении которого участок будет считаться неиспользуемым, составляет три года с момента возникновения у лица права собственности (ч. 4 ст. 6 Закона № 101-ФЗ). Однако трехлетний срок установлен законодателем для изъятия неиспользуемого собственником земельного участка. Для привлечения к ответственности нужно принимать во внимание срок, предоставленный законодателем для освоения земельного участка, – два года (ч. 5 ст. 6 Закона № 101-ФЗ).

Такую аргументацию приводит суд в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2012 г. № 15АП-3940/2012 по делу № А53-22584/201.

2. Три года

Согласно другому подходу участок будет считаться неиспользованным по истечении трех лет, которые предусмотрены в части 4 статьи 6 Закона № 101-ФЗ. См., например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2012 г. по делу № А72-8239/2012.

166.2268 (11,17)

Совет

Юридическому лицу стоит обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку, даже если суд признает, что нарушение имело место, он может снизить размер штрафа за правонарушение почасти 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Снизить штраф суд вправе до суммы менее чем 200 тыс. руб., несмотря на то что выход за такой предел в КоАП РФ не предусмотрен.

Дело в том, что Конституционный суд РФ указал, что отсутствие в КоАП РФ возможности снижения суммы штрафа, низший предел которой установлен в размере более 100 тыс. руб., не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет надлежащим образом учесть следующее:

  • характер и последствия нарушения;
  • степень вины привлекаемого к ответственности лица, его имущественное и финансовое положение;
  • иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства.

Исходя из этого вывода, Конституционный суд РФ отметил, что суд вправе снизить размер штрафа до суммы менее его минимального размера в отношении любого состава КоАП РФ, предусматривающего минимальный штраф в размере от 100 тыс. руб.

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница № 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

На практике это означает, что суд при рассмотрении дела по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ должен руководствоваться этой позицией Конституционного суда РФ и вправе изменить постановление о привлечении к ответственности, снизив штраф (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2015 г. № Ф05-204/2015 по делу № А41-41476/14).

Кто рассматривает дела о нарушениях по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ

Дела рассматривают:

1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (ч. 1 ст. 23.25 КоАП РФ).

2. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (ч. 1 ст. 23.15 КоАП РФ).

12.10.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.