Материальная ответственность водителя за автомобиль

118

Вопрос

В организации имеется водитель автомобиля. Какой-либо конкретный автомобиль за водителем не закреплен. Водитель ездит на автомобиле, на который выписан путевой лист. Например: 01.10.2015 г. Водителю был вверен автомобиль ВАЗ 2101 на два календарных дня (с 01.10.2015 г. по 02.10.2015 г.). В путевом листе водитель расписался за то, что автомобиль на момент принятия исправен. Так как собственной стоянки у работодателя нет, водитель припарковал автомобиль на ночь в своем дворе. В день сдачи автомобиля работодателю, последний обнаружил на автомобиле повреждение лакокрасочного покрытия. Сам водитель о причинах и времени возникновения данных повреждений не знает. Должен ли водитель возместить ущерб за повреждение лакокрасочного покрытия автомобиля? Должен ли водитель осуществлять охрану автомобиля? Имеется ли перспектива выигрыша дела в суде, если независимая экспертиза признала, что повреждение автомобиля возникло от движения автомобиля задним ходом?

Ответ

Да, водитель обязан возместить ущерб в полном даже вне зависимости от того, что на данную категорию не может быть распространен механизм о полной материальной ответственности. Соответственно, при наличии указанных доказательств, вполне возможно взыскать ущерб, причинённый транспортному средству организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Кадры».

Рекомендация. Можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем автомобиля, принадлежащего организации. Предмет договора – возмещение материального ущерба, нанесенного организации в результате ДТП, которое совершено по вине водителя

«Нет, нельзя. Для возмещения указанного ущерба нет необходимости заключать подобный договор.

Заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в Перечне, утвержденном постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85. Должность водителя в данном Перечне отсутствует. Следовательно, заключение подобного договора неправомерно. Аналогичной вывод сделал Верховный суд РФ в определении от 19 ноября 2009 г. № 18-В09-72, а также в Обзоре законодательства и судебной практики, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 г. Аналогичную позицию занимают и нижестоящие суды, см., например,апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 24 апреля 2015 г. № 33-1672/2015,определение Ростовского областного суда от 14 мая 2015 г. по делу № 33-6963/2015.

Заключить с водителем договор о полной материальной ответственности можно только в том случае, если на него возлагают функции экспедитора, сопровождающего груз. Должность экспедитора предусмотрена в ранее упомянутом перечне. Однако и в этом случае заключить договор о материальной ответственности можно лишь в отношении вверенного экспедитору для перевозки имущества, то есть сопровождаемого груза, а не в отношении автомобиля. Автомобиль представляет собой лишь материально-техническое средство, котороеводитель использует для исполнения своей трудовой функции, а не вверенное ему для доставки и сопровождения имущество. На это указывают и суды, см., например, постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 12 марта 2014 г. № 44г-38/14.

Вместе с тем, необходимо отметить, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный организации материальный ущерб он должен возместить в полном объеме без какого-либо дополнительного договора о материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ)».*

08.10.2015

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль