Распределение доходов без формирования резерва на отпуск

858

Вопрос

Бюджетное учреждение, и помимо заработной платы из бюджета, мы получаем часть з/п из внебюджетных средств (средств от приносящей доход деятельности). За счет этой доплаты з/п значительно увеличивается, однако резервы на отпуск из вне бюджета не формируются, соответственно при з/п 20 тыс. сотрудник получает отпускные 10 тыс. т.к. из бюджета он получает только 10 и резерв формируется из бюджетных средств. Законно ли мы поступаем? Можем ли мы прописать у себя в положении, что все доходы распределяются без формирования резерва на отпуск? 

Ответ

Создание резервов возможно только за счет тех источников, по которым зарплата выплачивается регулярно, поэтому в данном случае прежде всего надо определить такие источники. Исходя из ситуации, изложенной в вопросе, это субсидия на задание и платные услуги.

Порядок формирования резервов учреждение должно установить в своей учетной политике самостоятельно. При принятии решения о создании такого резерва необходимо отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета сам факт создания резерва, его размер (с разбивкой по видам деятельности) и сумму ежемесячных отчислений.

Сделайте это исходя из особенностей деятельности учреждения. В частности, надо решить:

какие виды резервов в учете необходимы;

как оценивать созданные резервы;

когда отражать в учете создание и расходование сумм резервов;

прочие вопросы (в т. ч. аналитику счета 401.60, применять или не применять резервы в бухучете).

Нужно отметить, что несмотря на то, что в Инструкции к Единому плану счетов № 157н введен счет 401.60 "Резервы предстоящих расходов", однако это вовсе не значит, что теперь все обязаны формировать в бухучете резервы (в т. ч. на оплату отпусков). То есть это право учреждения, а не его обязанность. Более того, в пункте 302 данной инструкции прямо сказано, что учреждение может не создавать резервы. Но в этом случае расходы, которые относятся к будущим периодам, нужно отражать на одноименном счете 401.50. Объясняется это тем, что суммы расходов, начисленные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, следует отражать на счете 0.401.50.000 "Расходы будущих периодов". Перечень данных расходов приведен в пункте 302 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. В нем поименованы в том числе и отпускные. Следовательно, их нужно распределить на отчетный и будущий периоды.

Если период отпуска находится в пределах календарного года, расходы на выплату отпускных можно учесть в составе текущих расходов (на счете 0.401.20.000). При этом такой порядок учета затрат на выплату отпускных определите в учетной политике для целей бухучета (ч. 3 ст. 8 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

В связи с тем, что обязанность создавать резервы в бухучете не установлена, специалисты контролирующих ведомств рекомендуют не торопиться с этим.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Из рекомендации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Обязано ли учреждение создавать резервы в бухучете (в т. ч. резерв на оплату отпусков)

Нет, не обязано.

В Инструкции к Единому плану счетов № 157н введен новый счет 401.60 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Однако это вовсе не значит, что теперь все обязаны формировать в бухучете резервы (в т. ч. на оплату отпусков). То есть это право учреждения, а не его обязанность.

Более того, в пункте 302 данной инструкции прямо сказано, что учреждение может не создавать резервы. Но в этом случае расходы, которые относятся к будущим периодам, нужно отражать на одноименном счете 401.50.*

Если учреждение все же решило использовать резервы, то создавать их можно по любому виду деятельности (КФО 1, 2, 4, 5, 7). Ограничений на этот счет инструкция не содержит. Проводки по формированию резервов приведены в приложении 2 кписьму Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998.

При этом о создании резерва по КФО 5 стоит сказать отдельно. Многие учреждения решили создать резерв по этому КФО, чтобы учредитель не отозвал не использованные на конец года средства. Но это заблуждение. Ведь, несмотря на то, включены средства в резерв или нет, остаток все равно придется вернуть в бюджет. Исключение, конечно, если учредитель примет решение оставить средства на следующий год для тех же целей.

Порядок формирования резервов учреждение должно установить в своей учетной политике самостоятельно. Сделайте это исходя из особенностей деятельности учреждения. В частности, надо решить:

какие виды резервов в учете необходимы;

как оценивать созданные резервы;

когда отражать в учете создание и расходование сумм резервов;

прочие вопросы (в т. ч. аналитику счета 401.60, применять или не применять резервы в бухучете).*

Проводки для отражения резервов можно посмотреть в таблицах: для казенных, бюджетных, автономных учреждений.

Такой порядок следует из пунктов 6302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и письма Минфина России от 31 октября 2014 г. № 02-07-10/55586.

Главбух советует: в связи с тем, что обязанность создавать резервы в бухучете не установлена, специалисты контролирующих ведомств рекомендуют не торопиться с этим.*

О том, как отразить в учете отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов, см.:
– Как отразить в учете ПБС отложенные обязательства;
– Как отразить в учете бюджетного (автономного) учреждения отложенные обязательства.

О создании резервов в налоговом учете, см. Какие резервы можно создать в налоговом учете.

Пример формирования и использования в бухучете резерва на оплату отпусков

Бюджетное учреждение «Альфа» создает в бухучете резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время. Учреждение в учетной политике для целей бухучета установило следующий порядок расчета оценочного обязательства в виде резерва на оплату отпусков:

1. Оценочное обязательство на оплату отпусков определяется на последнее число каждого квартала, исходя из количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам (по данным кадрового учета).

2. Резерв на оплату отпусков рассчитывается в целом по учреждению:
Резерв отпусков = К × ЗПср, где

К – общее количество не использованных сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета;

ЗПср – среднедневная зарплата по всем сотрудникам учреждения в целом.


3. Сумма резерва по страховым взносам рассчитывается аналогично резерву на оплату отпусков в целом по учреждению:
Резерв стр.взн. = К × ЗПср × С,

где С – ставка страховых взносов.
Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование рассчитываются по общим тарифам.

По состоянию на 31 декабря 2014 года в учреждении отсутствуют сотрудники, за которыми числились неиспользованные дни отпусков за предыдущие годы. Поэтому на 31 декабря 2014 года величина оценочного обязательства на оплату отпусков равна нулю.

По данным кадровой службы на 31 марта 2015 года число заработанных отпускных дней всеми сотрудниками учреждения составляет 37 дней.

Средний дневной заработок в учреждении за период с 1 апреля 2014 года по 31 марта 2015 года равен 1580 руб.

Резерв за I квартал рассчитывается с учетом взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование по суммарному тарифу 30 процентов и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по тарифу 0,2 процента.

На 31 марта 2015 года бухгалтер «Альфы» рассчитал величину резервов следующим образом:

1. По выплатам работникам:
37 дн. × 1580 руб. = 58 460 руб.

2. По страховым взносам:
58 460 руб. × (30% + 0,2%) = 17 654,92 руб.

31 марта в учете бухгалтер сделал проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Сформирован резерв на оплату отпусков сотрудников учреждения за фактически отработанное время:
– по выплатам работникам 4.401.20.211 4.401.61.211 58 460
– по страховым взносам 4.401.20.213 4.401.61.213 17 654,92
2. Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва:
– по выплатам работникам 4.506.90.211 4.502.99.211 58 460
– по страховым взносам 4.506.90.213 4.502.99.213 17 654,92

В апреле 2015 года сотруднику учреждения «Альфа» А.С. Кондратьеву был предоставлен основной оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска – 10 календарных дней (с 13 по 22 апреля).

За расчетный период – с 1 апреля 2014 года по 31 марта 2015 года – Кондратьеву начислена зарплата в сумме 60 000 руб. Расчетный период отработан полностью.

Средний дневной заработок Кондратьева составил:
60 000 руб. : 12 мес. : 29,3 дн./мес. = 171 руб./дн.

Итоговая сумма отпускных равна:
171 руб./дн. × 10 дн. = 1710 руб.

Страховые взносы с суммы отпускных составили:

– в ПФР – 376,20 руб. (1710 руб. × 22%);

– в ФСС России – 49,59 руб. (1710 руб. × 2,9%);

– в ФФОМС – 87,21 руб. (1710 руб. × 5,1%).

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с суммы отпускных:

1710 руб. × 0,2% = 3,42 руб.

В бухучете бухгалтер списал расходы на оплату отпусков за счет созданного резерва. То есть суммы начисленных отпускных в расходы текущего месяца включены не были. В учете бухгалтер сделал проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Начислены отпускные сотруднику за счет резерва 4.401.61.211 4.302.11.730 1710
2. Начислены обязательные страховые взносы за счет средств созданного резерва:
– на социальное страхование 4.401.61.213 4.303.02.730 49,59
– на медицинское страхование 4.401.61.213 4.303.07.730 87,21
– на пенсионное страхование 4.401.61.213 4.303.10.730 376,20
3. Начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний 4.401.61.213 4.303.06.730 3,42
4. Уменьшен размер резерва:
– на сумму начисленных отпускных Методом «красное сторно» 1710
4.506.90.211 4.502.99.211
– на сумму начисленных взносов Методом «красное сторно» 516,42
4.506.90.213 4.502.99.213
5. Принято обязательство текущего года за счет средств созданного резерва:
– по выплате отпускных сотруднику 4.506.10.211 4.502.11.211 1710
– по перечислению страховых взносов 4.506.10.213 4.502.11.213 516,42

Из рекомендации «Как организовать ведение бухучета»

Из рекомендации

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как бюджетному (автономному) учреждению рассчитать отпускные сотруднику и распределить их по видам финансового обеспечения. Часть расчетного периода сотрудник получал зарплату за счет двух источников (субсидии на госзадания и деятельность, приносящая доход). Часть – только за счет средств от деятельности, приносящей доход. На момент ухода в отпуск сотрудник занят только в рамках деятельности, приносящей доход

Бюджетное (автономное) учреждение вправе самостоятельно решить, в каком порядке выплатить отпускные сотруднику. Объясняется это так.

В настоящее время финансовое обеспечение бюджетных (автономных) учреждений осуществляется путем выделения им субсидий на выполнение госзадания (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно положениям бюджетного законодательства такие учреждения не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ). Перечисленные этим учреждениям средства в виде субсидий перестают быть средствами бюджета в момент их перечисления (становятся собственными доходами учреждения) (письмо Минфина России от 29 октября 2012 г. № 02-13-06/4517совместное письмо от 26 сентября 2012 г. Минфина России № 02-13-07/3919 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-545). Из этого следует, что учреждение вправе самостоятельно решить, в каком порядке выплатить отпускные сотруднику в указанной ситуации (за счет средств от деятельности, приносящей доход, или за счет субсидии на выполнение госзадания).

Внимание: при выборе источника выплаты отпускных в рассматриваемой ситуации оцените, не приведет ли это к нарушениям.

При этом следует учитывать, что при расчете среднего заработка учитывается вся зарплата сотрудника независимо от источников выплаты (ст. 139 ТК РФп. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922).*

Ранее при возникновении аналогичного вопроса у учреждений, финансирование которых осуществлялось в соответствии с бюджетной сметой, отпускные необходимо было выплатить:

за счет средств от деятельности, приносящей доход, – если сотрудник на момент ухода в отпуск занят только в рамках деятельности, приносящей доход;

отдельно за счет средств бюджетной и приносящей доход деятельности – если сотрудник на момент ухода в отпуск занят только в рамках бюджетной деятельности.

Объяснялось это тем, что учреждение должно обеспечить целевое использование бюджетных средств (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).

Пример расчета отпускных. Часть расчетного периода сотрудник получал зарплату за счет двух источников (субсидии на госзадание и средства от платной деятельности). Часть – только за счет средств от платной деятельности. На момент ухода в отпуск сотрудник занят только в рамках деятельности, приносящей доход

Со 2 по 29 апреля 2014 года экономисту А.С. Кондратьеву предоставлен основной оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска – 28 календарных дней.

Расчетный период – с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2014 года – отработан полностью.

С апреля по декабрь 2013 года ежемесячный оклад Кондратьева, выплачиваемый за счет средств субсидии на выполнение госзадания, – 4000 руб. Согласно положению о премировании сотруднику выплачивалась ежемесячная премия в размере 50 процентов от оклада за счет средств от деятельности, приносящей доход.

С января по март 2014 года сотрудник полностью переведен на оплату за счет средств от деятельности, приносящей доход, при этом его оклад составил 6000 руб.

На момент ухода в отпуск сотрудник занят только в рамках деятельности, приносящей доход.

В Положении об оплате труда учреждения установлено, что отпускные сотрудникам, которые получали зарплату за счет разных источников (субсидии, средств от приносящей доход деятельности), распределяются по видам финансового обеспечения. При этом, если на момент ухода в отпуск сотрудник занят в деятельности, приносящей доход, отпускные выплачиваются за счет такой деятельности.

Фактические начисления сотруднику за расчетный период показаны в таблице.

Месяц расчетного периода Количество рабочих дней по производственному календарю Количество фактически отработанных дней Зарплата, руб.
за счет субсидии на выполнение госзадания за счет средств от деятельности, приносящей доход всего за счет двух источников
2013 год
Апрель 22 22 4000 2000 6000
Май 18 18 4000 2000 6000
Июнь 19 19 4000 2000 6000
Июль 23 23 4000 2000 6000
Август 22 22 4000 2000 6000
Сентябрь 21 21 4000 2000 6000
Октябрь 23 23 4000 2000 6000
Ноябрь 20 20 4000 2000 6000
Декабрь 22 22 4000 2000 6000
2014 год
Январь 17 17   6000 6000
Февраль 20 20   6000 6000
Март 20 20   6000 6000
Всего 247 247 36 000 36 000 72 000


Средний дневной заработок для оплаты отпускных равен:
72 000 руб. : 12 мес. : 29,3 дн./мес. = 205 руб./дн.

Итоговая сумма отпускных, выплачиваемая за счет средств от деятельности, приносящей доход, составила:
205 руб./дн. × 28 дн. = 5740 руб.

Пример расчета отпускных. Часть расчетного периода сотрудник получал зарплату за счет двух источников (субсидии на госзадание и средства от платной деятельности). Часть – только за счет субсидии. На момент ухода в отпуск сотрудник занят только в рамках деятельности на госзадании

Со 2 по 29 апреля 2014 года экономисту А.С. Кондратьеву предоставлен основной оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска – 28 календарных дней.

Расчетный период – с 1 апреля 2013 года по 31 марта 2014 года – отработан полностью.

С апреля по декабрь 2013 года ежемесячный оклад Кондратьева, выплачиваемый за счет субсидии на выполнение госзадания, – 4000 руб. Согласно положению о премировании сотруднику выплачивалась ежемесячная премия в размере 50 процентов от оклада за счет средств от деятельности, приносящей доход.

С января по март 2014 года сотрудник полностью переведен на оплату за счет субсидии, при этом его оклад составил 6000 руб.

На момент ухода в отпуск сотрудник занят только в рамках выполнения госзадания.

В Положении об оплате труда учреждения установлено, что отпускные сотрудникам, которые получали зарплату за счет разных источников (субсидии, средств от приносящей доход деятельности), распределяются по видам финансового обеспечения.

Фактические начисления сотруднику за расчетный период показаны в таблице.

Месяц расчетного периода Количество рабочих дней по производственному календарю Количество фактически отработанных дней Зарплата, руб.
за счет субсидии на выполнение госзадания за счет средств от деятельности, приносящей доход всего за счет двух источников
2013 год
Апрель 22 22 4000 2000 6000
Май 18 18 4000 2000 6000
Июнь 19 19 4000 2000 6000
Июль 23 23 4000 2000 6000
Август 22 22 4000 2000  6000
Сентябрь 21 21 4000 2000  6000
Октябрь 23 23 4000 2000 6000
Ноябрь 20 20 4000 2000  6000
Декабрь 22 22 4000 2000 6000
2014 год
Январь 17 17 6000   6000
Февраль 20 20 6000   6000
Март 20 20 6000   6000
Всего 247 247 54 000 18 000 72 000


Средний дневной заработок для оплаты отпускных за счет субсидии на выполнение госзадания равен:
54 000 руб. : 12 мес. : 29,3 дн./мес. = 154 руб./дн.

Итоговая сумма отпускных, выплачиваемая за счет субсидии на выполнение госзадания, составила:
154 руб./дн. × 28 дн. = 4312 руб.

Средний дневной заработок для оплаты отпускных за счет средств от деятельности, приносящей доход, равен:
18 000 руб. : 12 мес. : 29,3 дн./мес. = 51 руб./дн.

Итоговая сумма отпускных, выплачиваемая за счет средств от деятельности, приносящей доход, составила:
51 руб./дн. × 28 дн. = 1428 руб.

Итоговая сумма отпускных, которую сотрудник получит на руки, составила:
4312 руб. + 1428 руб. = 5740 руб.

Из рекомендации «В каком порядке рассчитать отпускные»

Из рекомендации


Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как отразить в бухучете начисление отпускных

Бухучет

Порядок отражения в бухучете операций, связанных с начислением и выплатой отпускных, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Начисление и выплату отпускных из кассы отразите следующими проводками:

Дебет 0.401.20.211 (0.109.60.211, 0.109.70.211...) Кредит 0.302.11.730
– начислены отпускные;

Дебет 0.302.11.830 Кредит 0.201.34.610
– выплачены отпускные из кассы;

Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 211)
– отражено выбытие средств из кассы учреждения.

Безналичную выплату отпускных сотруднику отразите проводками:

Дебет 0.302.11.830 Кредит 0.201.11.610
– перечислены отпускные на счет сотрудника в банке (на основании выписки о списании денег со счета учреждения);

Увеличение забалансового счета 18 (по коду КОСГУ 211)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.

Такой порядок установлен в пунктах 128–129 Инструкции № 174н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета 109.00201.01302.00401.20забалансовый счет 18).

10.05.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.