Гарантийный срок в договоре купли-продажи квартиры

1630

Вопрос

Гарантийный срок в договоре купли-продажи квартиры физическому лицу в новом доме с "черновой" отделкой продавцом (он же застройщик) установлен 2 года. В квартире были сразу обнаружены недостатки, однако покупатель по не сразу обратился с письменной претензией, которая была подана по истечении гарантийного срока. Доказать устные обращения практически не возможно. Возникает коллизия: покупатель не может обратиться с претензией к застройщику по истечении 2 х лет, в то время, как сам застройщик имеет возможность обратиться по этому поводу с претензией к подрядчику в течении 5 лет. Можно ли в данном случае применить ст. 756 ГК РФ о пятилетнем сроке выявления строительных недостатков, основываясь на том, что у потребителя (пользователя) указанный срок не может быть ниже, чем у самого застройщика?

Ответ

Исходя из текста Вашего вопроса, квартира приобретена физическим лицом в жилом доме для удовлетворения личных нужд, поэтому к данной ситуации применимы положения Закона о защите прав потребителей.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 29 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

Предъявляя указанное требование к застройщику покупатель вправе обосновать его на положениях ст. 469, 475, 557 ГК РФ, ст. 4, 29 Закона о защите прав потребителей.

Согласно п.1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. В силу п. 5 ст. 29 Закона о защите прав потребителей собственники квартир в доме, вправе в пределах пяти лет предъявить вышеизложенные требования исполнителю, если докажут, что недостатки возникли по причинам, возникшим до принятия результата работ, а при выявлении существенных недостатков работ — в течение 10 лет со дня принятия результата работ.

Такая правовая позиция подтверждается материалами судебной практики (в частности, Постановление ФАС ЗСО от 07.02.2013 №№ А03-2862/2011, Ф04-712/2012., Постановление 11 ААС от 12.07.2012 № А49-10192/2011)

Также, в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Закон от 07.02.1992 № 2300-1

«Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента*».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.