Гарантийный срок в договоре купли-продажи квартиры

1947

Вопрос

Гарантийный срок в договоре купли-продажи квартиры физическому лицу в новом доме с "черновой" отделкой продавцом (он же застройщик) установлен 2 года. В квартире были сразу обнаружены недостатки, однако покупатель по не сразу обратился с письменной претензией, которая была подана по истечении гарантийного срока. Доказать устные обращения практически не возможно. Возникает коллизия: покупатель не может обратиться с претензией к застройщику по истечении 2 х лет, в то время, как сам застройщик имеет возможность обратиться по этому поводу с претензией к подрядчику в течении 5 лет. Можно ли в данном случае применить ст. 756 ГК РФ о пятилетнем сроке выявления строительных недостатков, основываясь на том, что у потребителя (пользователя) указанный срок не может быть ниже, чем у самого застройщика?

Ответ

Исходя из текста Вашего вопроса, квартира приобретена физическим лицом в жилом доме для удовлетворения личных нужд, поэтому к данной ситуации применимы положения Закона о защите прав потребителей.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 29 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

Предъявляя указанное требование к застройщику покупатель вправе обосновать его на положениях ст. 469, 475, 557 ГК РФ, ст. 4, 29 Закона о защите прав потребителей.

Согласно п.1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. В силу п. 5 ст. 29 Закона о защите прав потребителей собственники квартир в доме, вправе в пределах пяти лет предъявить вышеизложенные требования исполнителю, если докажут, что недостатки возникли по причинам, возникшим до принятия результата работ, а при выявлении существенных недостатков работ — в течение 10 лет со дня принятия результата работ.

Такая правовая позиция подтверждается материалами судебной практики (в частности, Постановление ФАС ЗСО от 07.02.2013 №№ А03-2862/2011, Ф04-712/2012., Постановление 11 ААС от 12.07.2012 № А49-10192/2011)

Также, в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Закон от 07.02.1992 № 2300-1

«Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента*».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль