Вменение экспедитору в обязанность проводить взаиморасчёты с покупателем

233

Вопрос

Правомерно ли включение в договор транспортной экспедиции обязанность экспедитора принимать у получателя груза (физического лица) наличные денежные средства и передавать их продавцу (клиенту)? Какие при этом должны оформляться документы между экспедитором и получателем, между экспедитором и продавцом?

Ответ

Да, договором могут быть предусмотрены также следующие дополнительные услуги экспедитора (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

    получение требующихся для экспорта или импорта документов;
    выполнение таможенных и иных формальностей;
    проверка количества и состояния груза;
    его погрузка и выгрузка;
    уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
    хранение груза;
    его получение в пункте назначения;
    выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Для этого заказчик обязан был выдать перевозчику надлежащим образом оформленную доверенность для выполнения им данного поручения.

Так, в постановлении ФАС ЦО от 19.12.2013 г. № А48-4439/2012, суд руководствуясь ст. 803, 805 ГК РФ и п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", суды правомерно удовлетворили требование в части взыскания убытков, указав, что ответчик, оформляя заявку, знал и был согласен с тем, что на привлеченного им к исполнению своих обязанностей экспедитора по договору перевозки грузов водителя возложена обязанность получать денежные средства от грузополучателя; следовательно, заключение ответчиком (экспедитором) договора на выполнение функций водителя-экспедитора с третьим лицом не освобождает ответчика от возмещения истцу убытков в виде утраченных денежных средств, возникших в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств перед истцом.

Перечень экспедиторских документов определен Правилами ТЭД (п. 5) и включает в себя:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Что нужно проверить клиенту при заключении договора транспортной экспедиции

<…>

«Договор транспортной экспедиции является очень востребованным. Его широко используют хозяйствующие субъекты в своей деятельности, так как он выгоден как клиенту, так и экспедитору.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). При этом экспедитор может и не иметь своего автопарка, а распределять заказы среди грузоперевозчиков.

На практике часто встречаются ситуации, когда грузоотправитель возлагает на перевозчика некоторые обязанности, которые выходят за рамки предмета договора перевозки. В таких случаях суд может переквалифицировать заключенный договор в договор транспортной экспедиции или определить его как смешанный. На такие отношения будут распространяться правила осуществления транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).

Условия выполнения договора стороны определяют самостоятельно, если иное не установлено*:

Если клиент планирует осуществлять перевозки в межгосударственных и международных сообщениях, то транспортно-экспедиторские услуги должны соответствовать требованиям международных договоров, конвенций и соглашений, заключенных между Россией и другими странами, участвующими в транспортировке груза в международном сообщении.

Особенности заключения договора транспортной экспедиции

Наибольшее количество рисков возникает из-за неправильного оформления документов, которые подтверждают заключение договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (ч. 1 ст. 802 ГК РФ). При этом сторонам не обязательно составлять договор транспортной экспедиции в виде единого документа. Однако клиенту все же имеет смысл детально проработать все условия и составить наиболее выгодный, полный, четкий и подробный договор.

При передаче груза экспедитору клиент должен получить от него (п. 4 ст. 4 Закона о ТЭД):

Перечень экспедиторских документов определен Правилами ТЭД (п. 5) и включает в себя:*

    поручение экспедитору;
    экспедиторскую расписку;
    складскую расписку;
    документы, которые стороны определят в договоре транспортной экспедиции (п. 6 Правил ТЭД).
        Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД);
        Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 (далее – Правила ТЭД);
        Порядком оформления и формами экспедиторских документов, утвержденными приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 г. № 23;
        разделом 27 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, Закону о ТЭД и Правилам ТЭД;
        национальным стандартом ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст.
        экспедиторский документ;
        оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (если ее предоставил).
    поручение экспедитору;
    экспедиторскую расписку;
    складскую расписку;
    документы, которые стороны определят в договоре транспортной экспедиции (п. 6 Правил ТЭД).

Внимание! Суд может расценить отсутствие экспедиторских документов как свидетельство незаключенности договора.

В свою очередь клиент обязан предоставить экспедитору (п. 1 ст. 804 ГК РФ):

    документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки (п. 1 ст. 804 ГК РФ);
    иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности (п. 1 ст. 804 ГК РФ);
    документы, которые необходимы для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля (п. 1 ст. 5 Закона о ТЭД).

Если клиент не предоставит экспедитору необходимую информацию, последний вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации. Кроме того, клиент несет ответственность за убытки, которые будут причинены экспедитору в связи с непредставлением информации (п. 4 ст. 804 ГК РФ).

Экспедитор вправе проверять достоверность представленных документов и информации (п. 5 ст. 3 Закона о ТЭД).

Существенные условия договора

По общим правилам (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ) к существенным условиям договора относятся:

    условия о предмете договора;
    условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
    условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Ситуации, когда есть заявление одной из сторон, проблем не вызывают (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 октября 2008 г. по делу № А43-31096/2007-4-814). Но вот по вопросу о том, какие условия названы существенными в законе, нет единообразия.

Внимание! Значительные риски связаны с тем, что в практике нет единого мнения по вопросу о том, что относится к существенным условиям договора транспортной экспедиции.

Чтобы избежать признания договора незаключенным, сторонам следует, кроме предмета договора, согласовать также размер вознаграждения и условия перевозки (признаки, идентифицирующие груз, отправителя и получателя, срок осуществления перевозки). Это связано с тем, что данные условия суды наиболее часто называют существенными.

Предмет договора (ст. 432 ГК РФ)

Для согласования предмета стороны должны указать в договоре конкретный вид (виды) оказываемой услуги, связанной с перевозкой груза, которую экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение.

Пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ содержит некоторые виды услуг, которые могут быть предметом договора транспортной экспедиции:

    организация перевозки груза;
    заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
    обеспечение отправки и получения груза;
    другие обязанности, связанные с перевозкой.*

Договором также можно предусмотреть выполнение сопутствующих и дополнительных услуг.

Размер вознаграждения

Не обязательно включать в договор конкретную сумму провозной платы. Если договор будет содержать применяемые тарифы провозной платы, он не может быть признан незаключенным (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2009 г. по делу № А56-47935/2008).

Вознаграждение экспедитора можно в договоре (или в приложении к нему) указать:

    в твердой сумме;
    либо в процентах от стоимости провозной платы;
    либо в виде разницы между суммой, оплаченной клиентом экспедитору, и суммой, оплаченной экспедитором фактическому перевозчику и привлеченным третьим лицам.

Условия перевозки

К условиям перевозки относятся:

    признаки, идентифицирующие груз (его наименование и количество).
    точные наименования и местонахождения грузоотправителя и грузополучателя.

Грузоотправитель или грузополучатель обязательно должен быть стороной договора транспортной экспедиции и выступать в качестве клиента. Иначе суд может признать такой договор незаключенным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2005 г. № Ф04-6053/2005(14873-А45-30));

Если между клиентом и экспедитором заключается рамочный договор транспортной экспедиции, то в нем сложно указать сроки организации перевозки грузов. Однако срок доставки груза нужно указать в поручении экспедитору.

Условия об ответственности сторон

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о ТЭД и статье 803 Гражданского кодекса РФ экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются:

    срок осуществления перевозки.
    главой 25 «Ответственность за нарушение обязательств» Гражданского кодекса РФ (подробнее см. При каких условиях наступает ответственность в предпринимательских отношениях);
    главой 3 Закона о ТЭД. Так, основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза определены статьей 7 указанного закона и варьируются в зависимости от того, была ли объявлена клиентом ценность груза или нет.

Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором за непредставление информации и просрочку оплаты императивно установлены статьей 10 Закона о ТЭД и не предполагают ее изменения.

Кроме того, стороны не могут в договоре предусмотреть условие об уменьшении или устранении имущественной ответственности экспедитора. При возникновении спора суд такое условие признает ничтожным (ст. 11 Закона о ТЭД). Увеличить же размер ответственности экспедитора в договоре возможно.

Клиент может настоять на закреплении в договоре дополнительной ответственности экспедитора за следующее.

1. Утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Подробнее см. Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза.

2. Несоблюдение сроков.

Если стороны в договоре не предусмотрят иное, то экспедитор должен будет только возместить убытки, которые причинены клиенту нарушением срока исполнения обязательств (п. 1 ст. 9 Закона о ТЭД).

Чаще всего под понятием «нарушение срока исполнения обязательств по договору» понимают нарушение срока по доставке груза. Однако в договоре также можно установить ответственность экспедитора за нарушение сроков разгрузки транспортных средств (если обязанность проводить разгрузку возложена на него договором).

Подробнее см. Как предъявить к перевозчику и (или) экспедитору претензию в связи с нарушением срока доставки груза.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль