Лицензия на утилизацию отходов

83

Вопрос

Есть коммерческая организация, вид деятельности - выработка электроэнергии тепловыми электростанциями. Росприроднадзор требует подтверждения утилизации отходов производства. Организация ведет деятельность в маленьком регионе, в котором отсутствуют компании, отвечающие за подобную утилизацию. Единственная компания, которая занимается подобной деятельностью, не имеет лицензии. Организация усомнилась в обоснованности требований Росприроднадзора, хочет найти какие-то нормативные документы, судебную практику, подтверждающие обоснованность данных требований или необоснованность. И хочет знать, какие вообще есть варианты в данной ситуации?

Ответ

На все образованные отходы I-IV класса опасности образователь отходов должен составить паспорт и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, образователь отходов должен заключать договоры на утилизацию отходов, т.е. фактически подтвердить правомерность их утилизации.

Обязанность разработать паспорт отхода (далее – паспорт) установлена в части 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления.

Предприниматели и юридические лица составляют паспорт на основании данных о составе и свойствах отхода, оценки его опасности. Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности(утверждены постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712; далее – Правила).

Для составления паспорта необходимо подтвердить, что те или иные отходы относятся к конкретному классу опасности (п. 6 Правил). Министерство природных ресурсов и экологии РФ разъяснило порядок отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности в письме от 15 сентября 2014 г. № 05-12-44/20925.

При этом, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными актами РФ (п. 1, ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ), а ст. 51 данного закона, среди прочего, запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе, радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

То есть невыполнение «обязанности» заключить договор на вывоз мусора само по себе не свидетельствует о нарушении организацией-природопользователем экологических, санитарных и иных требований природоохранного законодательства. Эти требования не нарушаются лишь в одном случае – если у организации есть собственная лицензия на размещение, сбор, утилизацию отходов. В ее отсутствии необходимо заключать договоры на утилизацию отходов.

При этом субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду и размещение отходов является любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались отходы, в связи с чем, основания для внесения плату за загрязнение окружающей среды усматривается.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе и размещение отходов производства и потребления.

Согласно пункту 1 статьи 23 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначана, и, по существу, сводится к различным мнениям, согласно первому из которых, вносить плату за размещение отходов производства и потребления должна организация их производящая, согласно второму мнению, вносить плату должна только специализированная организация, которая занимается размещением отходов (вывозом и захоронением).

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 г. № 8672/08 сделан вывод, согласно которому субъектом платы за размещение отходов является любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались отходы (см. также Постановление ФАС ПО от 26.04.2011 г. № А55-14600/2010).

Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 г. № 14561/08, сделан вывод, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, в связи с чем, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на специализированные организации по вывозу и захоронению отходов (см. Определение ВАС РФ от 22.01.2009 № 14561/08, Определение ВАС РФ от 01.07.2009 № ВАС-5602/09, Постановление ФАС СЗО от 01.10.2009 № А26-1710/2009, Постановление ФАС ВВО от 16.09.2011 №А38-724/2011, Постановление ФАС ВСО от 13.05.2014 № А33-16986/2013, Постановление ФАС СЗО от 09.07.2014 № А56-78594/2012). Между тем, в случае передачи отходов в собственность лицу, учитывая, что лицо не является специализированной организацией по сбору и утилизации отходов, претензии проверяющих органов не исключены (см. Постановление 12 ААС от 26.08.2010 № А12-11461/2010).

Кроме того, на отходы I-IV класса опасности образователь отходов должен составить паспорт. Наличие договора на утилизацию отходов не освобождает образователя отходов от обязанности подтверждения отнесения данных отходов к конкретному классу опасности, составлению паспорта опасных отходов и их учету.

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Отходы изначально являются собственностью лица, в результате деятельности которого они образовались. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт.

Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 утвержден «Порядок учета в области обращения с отходами», который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Данную форму на основании ст. 19 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ предоставляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Следовательно, образователь отходов должен произвести отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, определить объемы и виды передаваемых в собственность отходов и только после этого вправе передать их на утилизацию или в собственность другому лицу, имеющему лицензию, соблюдая требования пункта 1 статьи 19 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

1.Новые правила регулирования воздействия на окружающую среду. К чему готовиться бизнесу

<…>

«С января 2015 года вступил в силу ряд изменений природоохранного законодательства. Соответствующие поправки внес Федеральный закон от 21.07.14 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты РФ» (далее — закон № 219-ФЗ). Больше всего изменяется Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — закон № 7-ФЗ). Но точечные поправки внесены и в ряд иных законов.

Одно из главных изменений заключается в том, что все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, будут делиться на категории в зависимости от интенсивности такого воздействия. Имеются в виду прежде всего объекты капитального строительства, но не только они. Это может быть также совокупность нескольких объектов, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков (абз. 2 подп. «л» п. 1 ст. 1 закона № 219-ФЗ). В зависимости от категории будут применяться разные методы государственного регулирования: чем менее опасный объект эксплуатирует компания, тем лояльнее для него будут нормативные предписания (например, в части получения разрешительной документации).

Кроме того, закон № 219-ФЗ формирует принципиально новую систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду. Цель — минимизировать негативное воздействие с помощью мер экономического стимулирования, в частности, вводятся льготы для тех предприятий, которые будут применять в своем производстве наилучшие доступные технологии (далее — НДТ). К таким технологиям относятся технологии производства, которые разработаны на основе современных достижений науки и техники и направлены на охрану окружающей среды. Области, где применяют НДТ, установлены Правительством РФ в Распоряжении от 24.12.14 № 2674-р. Для компаний, которые не собираются модернизировать свои предприятия, наоборот, экологические платежи увеличиваются. Компании сами будут рассчитывать плату за негативное воздействие исходя из платежной базы (масса или объем выбросов/сбросов или отходов), умноженной на ставку платы (ее устанавливает Правительство РФ) и на указанный в законе коэффициент (п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в редакциизакона № 219-ФЗ).

Пакет поправок вступает в силу поэтапно в течение нескольких лет начиная с 1 января 2015 года. Кратко содержание основных изменений представлено в таблице. Ссылки на нормы законодательных актов, указанные в этом справочнике, приведены уже в редакции закона № 219-ФЗ.

Чего коснулись изменения Суть изменений
Меры государственного регулирования: категории объектов, учет предприятий и разрешительная документация
Категории объектов, оказывающих негативное воздействие (ст. 4.2 закона № 7-ФЗ) Закон № 219-ФЗ предусматривает четыре категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объекты I категории — это те, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения НДТ. По оценкам Минприроды России, под эту категорию подпадет около 15 тыс. предприятий, в частности топливно-энергетической, химической и металлургической отраслей, оказывающих в совокупности 90 процентов от общего объема негативного воздействия на окружающую среду (данные из презентации Минприроды России на сайте www.government.ru). Объекты II категории — это те, которые оказывают умеренное негативное воздействие, а объекты III категории оказывают незначительное негативное воздействие. Наконец, объекты IV категории оказывают минимальное негативное воздействие. Критерии для отнесения объектов к той или иной категории определит Правительство РФ (пока такое постановление не принято). Однако уже сейчас в законе названы те показатели, которые следует учесть при разработке критериев. Например, уровень воздействия на окружающую среду, уровень токсичности выбросов, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ (п. 2 ст. 4.2 закона № 7-ФЗ в редакции закона № 219-ФЗ)
Постановка объектов на государственный учет (ст. 69 закона № 7-ФЗ) Закон № 219-ФЗ впервые определил порядок государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 69 закона № 7-ФЗ). Раньше в законодательстве этот учет был предусмотрен лишь формально. Срок постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет зависеть от даты введения их в эксплуатацию. В отношении объектов, которые начали функционировать после 1 января 2015 года, нужно подать заявку о постановке на учет в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации (п. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ). Если объект был введен в эксплуатацию до этого срока, то заявку необходимо подать в течение двух лет с момента вступления в силу закона № 219-ФЗ, то есть до 1 января 2017 года (п. 3 ст. 11 закона № 219-ФЗ). За нарушение этого срока предусмотрен административный штраф: для должностных лиц — от 5 до 20 тыс. рублей, для компаний — от 30 до 100 тыс. рублей (ст. 8.46 КоАП РФ). Норма о штрафах уже вступила в силу (п. 1 ст. 12 закона № 219-ФЗ)
Разрешение на строительство (абз. 2 п. 1 ст. 36 закона № 7-ФЗ) С 1 января 2019 года (п. 4 ст. 11 закона № 219-ФЗ) разрешение на строительство (реконструкцию) объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и относятся к области применения НДТ, можно будет получить, только если строительный объект соответствует технологическим показателям НДТ. Конечно, эта норма заработает, если Правительство РФ к тому времени примет справочники НДТ, где будут определены области применения таких технологий. Распоряжением Правительства РФ от 31.10.14 № 2178-р утвержден поэтапный график создания в 2015—2017 гг. отраслевых справочников НДТ. С 1 января 2020 года нельзя будет получить разрешение на ввод в эксплуатацию таких объектов, если на них применяются технологические процессы, не соответствующие технологическим показателям НДТ (абз. 2 п. 2 ст. 38 закона № 7-ФЗ). Исключение предусмотрено для объектов, разрешение на строительство которых выдано до 1 января 2019 года (п. 5 ст. 11 закона № 219-ФЗ)
Государственная экологическая экспертиза (подп. «б» п. 1 ст. 2 закона № 219-ФЗ) С 1 января 2018 года (это предусмотрено в пункте 4 статьи 12 закона № 219-ФЗ) будет введена обязательная государственная экологическая экспертиза проектной документации на строительство объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, если они относятся к I категории, а также материалов, обосновывающих комплексное экологическое разрешение
Комплексное экологическое разрешение (ст. 31.1 закона № 7-ФЗ) Такой вид разрешительной документации нужно получить компаниям, работающим с объектами I категории. При этом закон допускает получение разрешения также в отношении объектов II категории (п. 12 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ). Разрешение будет выдавать уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п. 9 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ). Скорее всего это будет Росприроднадзор. Данное разрешение представляет собой документ, содержащий одновременно все технологические нормативы для конкретного объекта, нормативы допустимых выбросов (сбросов), физических воздействий и лимиты на размещение отходов, а также требования к обращению с отходами. Также в разрешении указывается программа производственного экологического контроля и при необходимости программа повышения экологической эффективности. Комплексные экологические разрешения можно получить сроком на семьлет. При соблюдении ряда условий (они перечислены в пункте 13 статьи 31.1 закона № 7-ФЗ) действие разрешения может быть продлено на тот же срок. Если изменение технологических процессов, замена оборудования или сырья на предприятии повлечет изменение объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов, то экологическое разрешение подлежит пересмотру (п. 14 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ). Порядок выдачи, переоформления, пересмотра, внесения изменений, а также отзыва комплексных экологических разрешений устанавливает Правительство РФ (пока такой порядок также не установлен). За каждое из этих действий (разумеется, кроме отзыва разрешения) нужно будет заплатить госпошлину — 9500 рублей (подп. 118.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Нормы о разрешении вступят в силу только с 1 января 2019 года. Для получения разрешения у компаний, работающих с объектами I категории, будет большой запас времени — это нужно будет сделать до 1 января 2025 года (п. 7 ст. 11 закона № 219-ФЗ). А тем компаниям, которые попадут в специальный перечень Росприроднадзора (их будет не более 300), нужно будет обратиться с заявкой на получение разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года (п. 6 ст. 11 закона № 219-ФЗ). За работу без комплексных экологических разрешений введен административный штраф: для должностных лиц — от 4 до 10 тыс. рублей, для компаний — от 50 до 100 тыс. рублей (ст. 8.47 КоАП РФ)
Декларация о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 закона № 7-ФЗ) Декларацию нужно будет представлять один раз в семь лет компаниям, работающим на объектах II категории. В декларации, в частности, надо будет заявлять вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции, данные об экологических авариях и инцидентах за предыдущие семь лет, а также о параметрах негативного воздействия на окружающую среду (п. 3 ст. 31.2 закона № 7-ФЗ). Эта норма тоже вступит в силу с 1 января 2019 года (п. 6 ст. 12 закона № 219-ФЗ). Форму и порядок заполнения декларации определит уполномоченный федеральный орган власти. Как и в иных случаях, можно предположить, что им будет Росприроднадзор. За нарушение сроков подачи декларации, искажение заявленной в ней информации предусмотрен административный штраф: для должностных лиц — от 3 до 6 тыс. рублей, а для компаний — от 20 тыс. до 80 тыс. рублей (ст. 8.5 КоАП РФ)
Отчетность о выбросах (ст. 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»ст. 15 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») Компании, работающие на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к III категории, обязаны в уведомительном порядке представлять в уполномоченный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Если такие объекты осуществляют выбросы в атмосферу, то компания, соответственно, должна подать отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Более подробное регулирование процедуры представления отчетности должен установить Росприроднадзор. Правила об отчетности тоже вступают в силу отсроченно — с 1 января 2019 года (п. 6 ст. 12 закона № 219-ФЗ)
Экологический контроль и надзор
Экологический надзор (ст. 65 закона № 7-ФЗ) С 1 января 2015 года государственный экологический надзор в подавляющем большинстве случаев должны осуществлять региональные органы (скорее всего это будут территориальные управления Росприроднадзора). Под надзор федерального органа власти (Росприроднадзора) попадет деятельность на объектах, включенных в утвержденный этим органом специальный перечень. Такой перечень составляется на основе критериев, которые будут утверждены Правительством РФ (п. 6 ст. 65 закона № 7-ФЗ). При этом компании, работающие с объектами IV категории, с 1 января 2019 года вообще освободят от плановых проверок на предмет соблюдения природоохранного законодательства (п. 9 ст. 65 закона № 7-ФЗ)
Производственный экологический контроль (п. 2 ст. 67 закона № 7-ФЗ) Как и ранее, сохраняется производственный экологический контроль. Но теперь владельцы объектов IV категории освобождены от обязанности осуществлять в отношении этих объектов производственный экологический контроль. С 1 января 2015 года он остается обязательным для компаний, работающих с объектами I–III категорий
Меры экономического стимулирования
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16.3 закона № 7-ФЗ) С 1 января 2016 года от платы за негативное воздействие освободят компании, работающие с объектами IV категории (ст. 16.1 закона № 7-ФЗ). Также освобождение от платы ждет компании, которые внедрят НДТ. Они будут применять нулевой коэффициент к ставкам платы (п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Аналогичный коэффициент предусмотрен для тех компаний, которые используют отходы в собственном производстве (п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Правда, начать применить льготы в виде нулевого коэффициента компании смогут лишь с 1 января 2020 года (п. 7 ст. 12 закона № 7-ФЗ). Также такие компании смогут вычитать из суммы платы свои затраты, понесенные на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Эта опция заработает чуть раньше — с 1 января 2016 года (п. 3 ст. 12 закона № 219-ФЗ). Для компаний, которые превысят предельные объемы выбросов (сбросов) или отходов, предусмотрены повышающие коэффициенты. С 1 января 2016 года максимальный коэффициент в определенных случаях составит 25 (для тех, кто превысит объемы выбросов или сбросов), а с 1 января 2020 года — 100 (только для тех, кто эксплуатирует объекты I и II категорий). Сейчас коэффициент за превышение лимитов существенно ниже — он равен 5
Налоговые льготы С 1 января 2019 года компании смогут применять повышающий коэффициент амортизации (не выше 2) в отношении технологического оборудования, которое является основными средствами и эксплуатируется при применении наилучших доступных технологий (подп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФч. 5 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). Это значит, что стоимость такого оборудования можно будет быстрее списать в расходы при расчете налога на прибыль

».

<…>

2.Ростехнадзор штрафует компанию за размещение отходов без платежей за загрязнение. Как успешно оспорить подобный штраф

<…>

«Основания платы за загрязнение

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 3 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

В законе № 7-ФЗ установлены конкретные виды воздействия на окружающую среду. Среди них размещение отходов производства и потребления (п. 2 ст. 16 закона № 7-ФЗ). Больше всего вопросов и споров вызывает плата именно за этот вид воздействия.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок определения платы). Порядок определения платы устанавливает платежи за конкретные виды воздействия на окружающую среду, в том числе за размещение отходов.

ВОПРОС В ТЕМУ

Может ли Ростехнадзор взыскать с компании платежи за загрязнение в безакцептном порядке?

Нет, поскольку плата за загрязнение не относится к налогам (определение Конституционного суда РФ от 10.12.02 № 284-О), на нее не распространяются положения Налогового кодекса о принудительном взыскании налогов. Действующая редакция Порядка определения платы тоже не предусматривает возможности внесудебного взыскания платежей за загрязнение.

Мнение Ростехнадзора: за размещение отходов платит каждая компания*

Все виды платежей за загрязнение с 2005 года администрирует Ростехнадзор. По мнению этого ведомства, за размещение отходов должны платить все компании просто потому, что отходы есть у всех.

Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Таким образом, обычный «офисный» мусор непроизводственной компании формально относится к отходам потребления.

Приказом Минприроды России от 02.12.02 № 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. Этот перечень в том числе включает в себя такие виды отходов, которые возникают в процессе деятельности каждой компании. Например, «мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства» и т.д.

По мнению чиновников Ростехнадзора, лицом, размещающим отходы, является их собственник. То есть собственник сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров, в результате использования которых эти отходы образовались (письмо Ростехнадзора от 28.10.08 № 14-07/6011). Если следовать этой логике, то платить за размещение отходов должна любая компания независимо от вида деятельности.

За невнесение в установленные сроки платы за загрязнение статья 8.41 Кодекса об административных нарушениях предусматривает штраф с юридических лиц от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Дела о таких административных нарушениях рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ). То есть Ростехнадзор, а также органы власти субъектов Федерации, отвечающие за охрану окружающей среды, – департаменты природопользования, комитеты по экологии и т. д. (ст. 5 и 6 закона № 7-ФЗ, ст. 5 и 6 закона № 89-ФЗ). Поводом для привлечения компании к ответственности часто становятся прокурорские проверки. Обнаружив соответствующее нарушение, прокуратура передает материалы органу экологического контроля.

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.