Ответственность за сброс сточных вод на рельеф местности

1315

Вопрос

Может ли юридическое лицо после очистки на очистных сооружениях сбрасывать сточные воды, в том числе, производственные, хозяйственно-бытовые в карьер или на земельный участок-рельеф? Какая ответственность предусмотрена?

Ответ

За сброс сточных вод на рельеф местности, учитывая, что при дренировании данных стоков в почву происходит загрязнение недр и подземных вод, общество может быть привлечено к ответственности по ст.8.2 КОАП РФ.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Положениями ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ регулируются правовые основы государственной политики по обращению с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

В статье 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В статьях 11 и 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Методическими указаниями «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод. МУ 2.1.5.800-99», утвержденными главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27 декабря 1999 года, установлено, что сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, в том числе, поверхностных пресных и морских вод, подземных водоносных горизонтов, питьевой воды и почвы, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций.

Таким образом, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – см. Постановление 1 ААС от 10.02.2014 № А79-7789/2013, Постановление ФАС ВСО от 24.01.2013 № А19-11514/2012, Постановление 3 ААС от 01.06.2011 № А74-4653/2010.

Также возможна ответственность по ст.8.1 КОАП РФ – см. Постановление 13 ААС от 29.09.2014 № А56-18831/2014.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Как оспорить штраф за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами и опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ)

«За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в отношении отходов и опасных веществ предусмотрена ответственность по статье 8.2 КоАП РФ. Важно попытаться обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку максимальный штраф для организации составляет значительную сумму, а именно 250 тыс. руб. (см., например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2015 г. по делу № А32-14760/2014Арбитражного суда Московского округа от 9 апреля 2015 г. № Ф05-2725/2015 по делу № А40-116683/14). Кроме того, предпринимателю и юридическому лицу грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.*

При определенных обстоятельствах суд может признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности, вынесенное судом первой инстанции или уполномоченным органом. Например, когда:

При этом, даже если само нарушение действительно было, в ряде случаев привлечение к ответственности можно оспорить по процессуальным основаниям. В частности, если административный орган нарушил правила составления протокола о правонарушении или правила организации и проведения проверки.

Кроме того, суд может признать нарушение малозначительным.

Какие меры ответственности и за какие действия грозят по статье 8.2 КоАПРФ

Лицо понесет ответственность, если допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, связанных с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами при их:

  • сборе;
  • накоплении;
  • использовании;
  • обезвреживании;
  • транспортировании;
  • размещении;
  • ином обращении.

За указанные выше действия предусмотрен штраф:

  • гражданину – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • должностному лицу – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • предпринимателю – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • юридическому лицу – от 100 тыс. до 250 тыс. руб.

Вместо штрафа суд может приостановить деятельность юридического лица или предпринимателя на срок до 90 суток.

Такая ответственность установлена в статье 8.2 КоАП РФ.

Субъектом ответственности может стать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, должностное лицо или гражданин, чья деятельность связана с обращением с отходами и опасными веществами.

131.78196 (11,17)

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы избежать ответственности по статье 8.2 КоАП РФ

Экологические и санитарно-эпидемиологические правила при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Они установлены в следующих правовых актах:

167.3430 (11,17)

Внимание! На отходы I–IV класса опасности индивидуальные предприниматели и юридические лица должны разработать паспорт отхода. За отсутствие паспорта грозит ответственность по статье 8.2 КоАП РФ

Обязанность разработать паспорт отхода (далее – паспорт) установлена в части 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления.

Предприниматели и юридические лица составляют паспорт на основании данных о составе и свойствах отхода, оценки его опасности. Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности(утверждены постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712; далее – Правила).

Для составления паспорта необходимо подтвердить, что те или иные отходы относятся к конкретному классу опасности (п. 6 Правил). Министерство природных ресурсов и экологии РФ разъяснило порядок отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности в письме от 15 сентября 2014 г. № 05-12-44/20925.

166.2272 (11,17)

Совет

Юридическому лицу стоит обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку, даже если суд признает, что нарушение имело место, он может снизить размер штрафа за правонарушение постатье 8.2 КоАП РФ. Снизить штраф суд вправе до суммы менее чем 100 тыс. руб., несмотря на то что выход за такой предел в КоАП РФ не предусмотрен.

Дело в том, что Конституционный cуд РФ указал, что отсутствие в КоАП РФ возможности снижения суммы штрафа, низший предел которого установлен в сумме более 100 тыс. руб., не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет надлежащим образом учесть следующее:

  • характер и последствия нарушения;
  • степень вины привлекаемого к ответственности лица, его имущественное и финансовое положение;
  • иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства.

Исходя из этого вывода Конституционный cуд РФ отметил, что суд вправе снизить размер штрафа до суммы менее его минимального размера в отношении любого состава КоАП РФ, предусматривающего минимальный размер штрафа в размере от 100 тыс. руб.

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница № 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

На практике это означает, что суд при рассмотрении дела по статье 8.2 КоАП РФ должен руководствоваться этой позицией Конституционного cуда РФ и вправе изменить постановление о привлечении к ответственности, снизив штраф, например, до 50 тыс. руб. (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2014 г. по делу № А59-1577/2014).

Кто рассматривает дела о нарушениях по статье 8.2 КоАП РФ

Дела рассматривают:

1. Мировой судья, если административный орган передал дело для рассмотрения ему (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Передача возможна, если административный орган посчитает, что субъект ответственности заслуживает приостановления деятельности. Этот вид наказания может быть назначен только судьей (абз. 3 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Административный орган может передать дело в суд исходя из характера правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и других обстоятельств, указанных в законе (подп. «в» п. 3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

См. подробнее: Как обжаловать постановление суда общей юрисдикции о привлечении к ответственности.

2. Органы, которые осуществляют функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ).

3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ).

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ).

5. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) (ч. 1 ст. 23.36ч. 1 ст. 23.42 КоАП РФ).

6. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) (ч. 1 ст.23.42 КоАП РФ).

7. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (ч. 1 ст. 23.42 КоАП РФ).

Постановление о привлечении юридического лица или предпринимателя к ответственности можно обжаловать в арбитражный суд в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ). См. подробнее: Как обжаловать в арбитражном суде постановление административного органа о привлечении к ответственности.

Постановление о привлечении должностного лица к ответственности можно обжаловать в суд общей юрисдикции в порядке, установленном в главе 30 КоАП РФ. См. подробнее: Как обжаловать в суде общей юрисдикции постановление административного органа о привлечении к ответственности.

167.3431 (11,17)

Внимание! Есть риск, что арбитражный суд прекратит производство по делу в связи с тем, что обжалование постановления о привлечении к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ ему не подведомственно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.