Нужно ли компании платить торговый сбор по новому законодательству

57

Вопрос

Нужно ли нашей компании платить торговый сбор по новому законодательству? Мы осуществляем торговлю непосредственно со склада производителя товара,собственным транспортом доставляем товар покупателю, либо покупатель самовывозом вывозит товар со склада производителя. Мы "перекупы", или иными словами посредники между производителем и покупателем. Иногда осуществляем торговлю остатков товара с собственного склада

Ответ

 Исходя из условий вопроса, можно сделать вывод, что данная деятельность подпадает под торговлю со склада, однако так как в Москве ставка на данный вид деятельности не установлена, то в Москве платить торговый сбор по торговле со склада не нужно.

Вместе с тем, нами не выявлено ни судебной практики, ни официальных разъяснений как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов по данному вопросу.

Вы вправе обратиться с официальным запросом за соответствующими разъяснениями в региональное УФНС или непосредственно в ФНС России.

Если в законодательстве существуют неясности, организация вправе учитывать официальную позицию Минфина России (региональных и местных финансовых ведомств) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211). Официальная позиция Минфина России по вопросам налогообложения излагается в письмах, которые подписаны министром финансов России (его заместителями) или директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (его заместителями). Об этом сказано в письмах Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-02-08/22 и от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116. Официальная позиция региональных и местных финансовых органов излагается в письмах, подписанных руководителями (заместителями руководителей) или другими уполномоченными сотрудниками. Полномочия сотрудников должны быть подтверждены распорядительным документом регионального (местного) финансового органа (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Официальную позицию ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) вправе излагать руководитель ведомства или его заместители (письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211).

Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные самой организации или неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата). При этом они должны быть основаны на законодательстве, действовавшем в том периоде, когда у организации возникли сложности с расчетом налогов. Кроме того, нужно, чтобы условия деятельности организации полностью соответствовали обстоятельствам, рассмотренным в разъяснениях. Если запрос, по которому организации были даны официальные разъяснения, содержал неполные или недостоверные сведения, то от ответственности за допущенное нарушение организация не освобождается. Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Рекомендация: Кто должен платить торговый сбор

«С 1 июля 2015 года в России вводится новый вид обязательных налоговых платежей – торговый сбор. Он относится к местным налогам и сборам (ст. 15 НК РФ) и может быть установлен в любом населенном пункте по решению муниципальных властей.

В городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор устанавливается региональными законами. В остальных муниципальных образованиях торговый сбор может быть введен на основании местных нормативных актов. Но только после того, как Президент РФ подпишет соответствующий федеральный закон.

Такой порядок предусмотрен статьей 410 Налогового кодекса РФ и частью 4 статьи 4 Закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ.

В настоящее время торговый сбор установлен только на территории Москвы (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62). Поэтому в данной рекомендации речь пойдет об особенностях уплаты торгового сбора в столице.

Плательщики

86.72403 (6,8,9)

Итак, кто же должен платить торговый сбор?

По общему правилу к уплате торгового сбора могут быть привлечены практически все организации и предприниматели, которые занимаются торговлей. Независимо от ее характера (розничная или оптовая), видов товаров и способов их продвижения (стационарная или нестационарная торговая сеть). Есть лишь несколько исключений.

Во-первых, от уплаты торгового сбора освобождаются:

– предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения;
– организации и предприниматели – плательщики ЕСХН.

Во-вторых, торговый сбор не совместим с ЕНВД. В отношении тех видов торговой деятельности, которые облагаются торговым сбором, ЕНВД применять нельзя (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Впрочем, поскольку в Москве режим ЕНВД не практикуется, это ограничение для столичных организаций и предпринимателей неактуально.

Полный перечень видов торговой деятельности, которые потенциально подпадают под обложение торговым сбором, приведен в статье 413 Налогового кодекса РФ. В него входят:

1. Торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправок).

2. Торговля через объекты нестационарной торговой сети.

3. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами.

4. Реализация товаров непосредственно с товарных складов.

Кроме того, к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, приравнивается и деятельность по организации розничных рынков. То есть деятельность компаний, управляющих рынками в соответствии сЗаконом от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ.

В Москве приведенный перечень действует в сокращенном виде. Из него исключена торговля товарами со складов. В отношении этого вида деятельности не установлена ставка сбора (один из обязательных элементов налогообложения), а следовательно, платить торговый сбор владельцы товарных складов, оптовых баз и т. п. не обязаны (ст. 17 НК РФст. 2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62).

Право, по которому организация или предприниматель использует торговые объекты, значения не имеет. И собственники объектов, и их арендаторы должны платить торговый сбор на общих основаниях.

86.72558 (6,8,9)

Обратите внимание: в московском законе в качестве самостоятельного вида торговой деятельности указана развозная и разносная торговля (ст. 2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62). Это не противоречит федеральному законодательству. Просто в отношении развозной и разносной торговли столичные власти решили установить единую ставку торгового сбора, которая не зависит от местонахождения торговых объектов. Развозная и разносная торговля – это разновидность торговой деятельности через объектынестационарной торговой сети, в качестве которых используются передвижные средства торговли: тонары, автофургоны, автолавки, мобильные прилавки, стенды, торговые тележки и т. п. (п. 16197374 ГОСТ Р 51303-2013). Такая деятельность подпадает под обложение торговым сбором (подп. 2 п. 2 ст. 413 НК РФ). Поэтому организации и предприниматели, которые ведут такую торговлю в Москве, признаются плательщиками торгового сбора и должны вставать на налоговый учет.

Льготы

86.72404 (6,8,9)

Столичные власти предусмотрели несколько налоговых льгот. От уплаты торгового сбора освобождены следующие виды деятельности:

1. Розничная торговля с использованием торговых автоматов.

2. Торговля на ярмарках выходного дня, а также на специализированных и региональных ярмарках.

3. Торговля через стационарные и нестационарные торговые объекты, расположенные на территории розничных рынков (т. е. компания, управляющая рынком, признается плательщиком торгового сбора, а, например, предприниматель, который арендует на этом рынке торговую точку, от торгового сбора освобождается).

4. Разносная розничная торговля в зданиях (сооружениях, помещениях) автономных, бюджетных и казенных учреждений. Например, продажа печатной продукции с лотка в вестибюле районной налоговой инспекции.

Кроме того, от уплаты торгового сбора в принципе освобождены сами автономные, бюджетные и казенные учреждения, а также организации «Почты России».

Об этом сказано в статье 3 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62.

12.74217 (6,8,9)

Ситуация: нужно ли платить торговый сбор интернет-магазину, работающему в Москве

Нет, не нужно. Система организации торговли в интернет-магазинах не имеет признаков торговой деятельности, в отношении которой в Москве установлен торговый сбор.

Деятельность интернет-магазинов строится по следующему принципу. На сайте магазина покупатель выбирает товар, знакомится с его характеристиками и делает заказ. После этого заказ комплектуется и передается клиенту одним из трех способов:
– самовывозом со склада интернет-магазина;
– через курьера;
– в централизованном пункте выдачи.

Такая схема купли-продажи предусмотрена пунктом 57 раздела 2 ГОСТа Р 51303-2013, утвержденного Росстандартом 28 августа 2013 г.

Очевидно, что в этой схеме не задействованы никакие торговые объекты, использование которых влекло бы за собой уплату торгового сбора. У интернет-магазинов нет ни торговых залов, ни стационарных, ни передвижных торговых точек. Единственным видом деятельности, который мог бы подпадать под налогообложение, в этой схеме является отпуск товаров со склада (подп. 4 п. 2 ст. 413 НК РФ). Однако в Москве такой вариант распространения товаров торговым сбором тоже не облагается – для него не установлена ставка сбора (ст. 2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62).

Поэтому в настоящее время работающие в Москве интернет-магазины плательщиками торгового сбора не признаются.

12.74218 (6,8,9)

Ситуация: нужно ли платить торговый сбор обособленному подразделению оптовой торговой организации, которая находится в другом регионе. Товары отгружаются со склада организации. Подразделение в Москве только принимает заказы, собственного склада не имеет

Нет, не нужно.

Основанием для уплаты торгового сбора является ведение торговой деятельности в Москве. При этом оптовая форма торговли, юридический адрес продавца и факт продажи товаров через обособленные подразделения значения не имеют. Это следует из положений статьи 411 Налогового кодекса РФ. Конкретные виды торговой деятельности, которые подпадают под обложение торговым сбором, приведены в статье 2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62.

При оптовой торговле с каждым покупателем продавец заключает договор купли-продажи. По этому договору продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (ст. 454 ГК РФ). Таким образом, сделка купли-продажи считается совершенной, если выполнены три действия:
– продавец передал товар;
– покупатель оплатил товар;
– покупатель принял товар.

В рассматриваемой же ситуации обособленное подразделение не совершает сделок купли-продажи. Оно лишь демонстрирует образцы товаров и принимает заказы (оформляет договоры с покупателями). Сами товары при этом не передают и не принимают. Следовательно, деятельность такого обособленного подразделения торговой не признается. А значит, плательщиком торгового сбора ни само обособленное подразделение, ни организация, имеющая такое подразделение в Москве, не является.

Объект налогообложения

86.72405 (6,8,9)

Объект обложения торговым сбором – факт использования объекта торговли (движимого или недвижимого) для продажи товаров (п. 1 ст. 412 НК РФ). Независимо от объема реализации, количества и ассортимента проданных товаров. Обязанность по уплате торгового сбора возникает, даже если объект торговли (стационарный или нестационарный, собственный или арендованный) использовался для продажи товаров хотя бы один раз в квартал.

С того дня, когда объект торговли был использован впервые, организация или предприниматель становятся плательщиками торгового сбора и в течение следующих пяти рабочих дней должны встать в этом качестве на налоговый учет (п. 2 ст. 412п. 2 ст. 416 НК РФ). При этом неважно, как долго (сколько раз) объект торговли использовался в течение квартала. Заплатить торговый сбор придется за весь квартал (ст. 415 НК РФ). Корректировка суммы торгового сбора в зависимости от фактической продолжительности торговой деятельности в течение квартала законодательством не предусмотрена.

Как встать на учет

86.72406 (6,8,9)

В течение пяти рабочих дней после того, как организация или предприниматель начали торговую деятельность, они обязаны встать на налоговый учет в качестве плательщика торгового сбора. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать уведомление с указанием вида торговой деятельности и характеристик торгового объекта. Кроме того, инспекцию придется уведомлять каждый раз, когда меняются условия деятельности, влияющие на размер торгового сбора. Сроки такие же – не позднее пяти рабочих дней после изменений.

Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора никак не зависит от постановки на налоговый учет по другим основаниям. То есть даже если торговая организация состоит на учете в налоговой инспекции по своему местонахождению, она должна повторно встать на учет как плательщик торгового сбора.

В какой срок подать уведомление в Москве впервые

Поскольку в Москве торговый сбор вводится с 1 июля 2015 года, столичные организации и предприниматели, которые занимались торговлей до этой даты, должны подать соответствующие уведомления не позднее 7 июля 2015 года (4 и 5 июля – выходные дни, поэтому в расчет пяти рабочих дней не берутся).

Это следует из пунктов 1 и 2 статьи 416 Налогового кодекса РФ.

Куда подавать уведомление

Уведомления нужно подавать:

– если есть недвижимость, используемая в торговой деятельности, – в инспекцию по местонахождению этого имущества;
– если такой недвижимости нет – по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя).

Может быть и так, что организация или предприниматель зарегистрированы в другом регионе, но ведут торговую деятельность в Москве. Тогда они тоже должны встать на налоговый учет в качестве плательщиков торгового сбора. При этом уведомления о постановке на учет нужно подать:
– если торговля ведется с использованием недвижимого имущества (например, через магазин) – в налоговую инспекцию г. Москвы по местонахождению магазина;
– если торговля ведется с использованием движимого имущества (например, через автолавку или торговую палатку) – в налоговую инспекцию региона, в котором организация или предприниматель зарегистрированы по своему местонахождению (месту жительства).

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 17 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382.

Как быстро поставят на учет

В течение пяти рабочих дней после того, как инспекция получит уведомление, она поставит организацию или предпринимателя как плательщика торгового сбора и выдаст соответствующее свидетельство.

Если у организации (предпринимателя) несколько объектов торговли и они расположены на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет будет произведена по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступят первыми.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 416 Налогового кодекса РФ.

Уведомление о постановке на учет

86.72407 (6,8,9)

Типовые образцы документов, связанных с учетом плательщиков торгового сбора, устанавливает ФНС России (п. 5 ст. 416 НК РФ). Пока эти документы официально не утверждены и не зарегистрированы в Минюсте России, налоговая служба рекомендует использовать следующие формы:

– ТС-1 – Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. Уведомление о постановке на учет можно заполнить при помощи программы «Налогоплательщик ЮЛ» (версия 4.41.4 и выше). Эта программа позволяет сформировать документ как на бумаге, так и в электронном виде. При этом электронное уведомление можно передать в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи. Такая информация представлена на официальном сайте ФНС России;
– ТС-2 – Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор;
– ТС – Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора.

Перечисленные формы приложены к письму ФНС России от 10 июня 2015 г. № ГД-4-3/10036. Этим же письмом установлен и порядок заполнения уведомлений ТС-1 и ТС-2.

Важно: использовать формы ТС-1 и ТС-2 не обязательно. Организация или предприниматель могут подать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора и в произвольной форме. Если в нем будут все необходимые сведения, налоговая инспекция обязана принять этот документ и на его основании выдать свидетельство о постановке на учет. Такие указания есть в письме ФНС России от 10 июня 2015 г. № ГД-4-3/10036.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль