Структура и численность службы охраны труда и других служб

235

Вопрос

Вопрос: ООО оказывает своему заказчику транспортные услуги по договору на оказание транспортных услуг. Заказчик просит ООО предоставить информацию о численности структуры службы ОТ (охраны труда), ПБ (пожарной безопасности), БДД (безопасности дорожного движения) и ПБ (промышленной безопасности) согласно действующему законодательству РФ. Средняя численность работников ООО - 332 чел, среднесписочная численность работников ООО за период от 01.01.2015 г. по текущую дату - 330 чел. По сколько специалистов должно иметь ООО в каждой службе: ОТ, ПБ, БДД, ПБ согласно действующему законодательству РФ?

Ответ

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10. В соответствии с п. 3.1.1 данных нормативов в организации до 700 человек эти функции могут быть возложены на отдельного работника.

Аналогичным образом, в соответствии со ст. 212 ТК РФ полномочия по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Это касается и обеспечения пожарной безопасности на объектах работодателя, в связи с чем последний вправе делегировать необходимые полномочия своему представителю в лице руководителя предприятия (организации, учреждения).

Так же если в организации меньше 50 водителей, достаточно назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (более подробно смотрите материалы в нижеприведенной рекомендации).

В соответствии с приложением 1 к Закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ опасный производственный объект – это предприятие, цех, участок или площадка, на которых:

– работают с опасными веществами;

– используют оборудование, работающее под давлением более 0,07 мПа или при температуре нагрева воды более 115° С;

– используют стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

– получают расплавы и сплавы черных и цветных металлов;

– ведут горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

То есть нормы об обеспечение безопасности при использовании опасных производственных объектов не распространяются на транспортные компании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Кадры».

Рекомендация. Как организовать безопасное дорожное движение на предприятии

«Кого назначить ответственным за безопасность дорожного движения

В настоящее время трудно представить современное предприятие, будь то огромный холдинг или небольшая инжиниринговая компания, без наличия на ее бухгалтерском балансе автомобильного транспорта. Использование автомобилей непременно связано с ДТП, которые приводят к травмам и несчастным случаям с работниками. Чтобы этого избежать, нужно обеспечить безопасность дорожного движения в организации1.

Для предупреждения ДТП на предприятии формируют службу безопасностидорожного движения. Необходимость создания службы зависит от количества водителей в организации – если их меньше 50, достаточно назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Таким ответственным, как правило, назначают директора, главного инженера или заместителя руководителя. В должностной инструкции назначенного сотрудника должны быть прописаны функции по обеспечению безопасности дорожного движения. Если ответственный не назначен, эту работу по умолчанию выполняет руководитель организации.

Структура и численность службы охраны труда и других служб

Предупреждает

Андрей ЖЕЛУДЕНКО,

директор ООО «Профит-Сервис» (Владивосток)

Помимо обучения по безопасности дорожногодвижения, водители, участвующие в перевозке пассажиров, должны проходить стажировку. Ее проводят для вновь принятых сотрудников, тех, у кого был перерыв в работе более 12 месяцев, а также для водителей, переведенных на новые маршрут или транспортное средство. Только после успешной стажировки водителя можно допускать к самостоятельной работе.

Ответственное лицо, наряду с другими сотрудниками, связанными с обеспечениембезопасного дорожного движения на предприятии, должны пройти аттестациюв территориальном органе Управления государственного автодорожного надзора (далее – УГАДН)2. Аттестации подлежат следующие работники предприятия:

  • руководители или их заместители, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
  • начальники:
    – службы эксплуатации;
    – отделов: безопасности дорожного движения, технического контроля, связанных с эксплуатацией автотранспорта;
    – колонн, маршрутов;
  • специалисты – диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

После аттестации работникам выдают соответствующие удостоверения, действующие пять лет.

Кроме того, специалисты предприятий, занимающихся автомобильными перевозками, должны проходить обучение по дополнительной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России»3с получением удостоверения о профессиональной компетенции.

Какие работы по безопасности дорожного движениянужно проводить на предприятии

Служба безопасности дорожного движения (или ответственный работник) на предприятии должна выполнять следующие функции:

  • разрабатывать и проводить мероприятия для обеспечения безаварийной работы транспортных средств организации;
  • контролировать деятельность других служб и подразделений, связанных с вопросами обеспечения безопасности дорожного движения и эффективным использованием транспортных средств;
  • учитывать ДТП и нарушения водителями Правил дорожного движения;
  • следить, чтобы на линию выпускались только исправные и полностью укомплектованные транспортные средства, а также принимать их обратно с проверкой техсостояния и своевременности возвращения;
  • допускать к управлению транспортными средствами обученных, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших стажировку водителей;
  • контролировать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров водителей.

Структура и численность службы охраны труда и других служб

Советует

Татьяна ТРАУТВЕЙН,

ведущий инженер по охране труда Сибирского центрабезопасности труда ООО «Сибирский центрбезопасности труда» (Барнаул)

Если в штате предприятия больше 50 водителей, придется выделить специальное помещение под учебный класс по безопасности дорожногодвижения. В нем будут проводиться занятия по профилактике ДТП и повышению профессиональных знаний водительского состава. При небольшом количестве водителей достаточно организовать уголок по безопасности дорожногодвижения.

Какие документы по безопасности дорожногодвижения должны быть на предприятии

Чтобы повысить эффективность работы ответственного за безопасность дорожногодвижения, на предприятии нужно вести определенные документы. Ниже приведен перечень, из которого можно выбрать документы для конкретного предприятия, исходя из вида и сложности перевозки пассажиров и грузов, а также эксплуатируемого транспорта.

Таблица. Перечень документов по безопасности дорожного джвижения для предприятия, эксплуатирующего транспорт

Наименование документа Чем установлен
Приказ о введении должности специалиста по безопасности дорожного движения – Пункт 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (далее – Закон № 196-ФЗ);
– пункт 8.2 приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7
Приказ о создании службы безопасностидорожного движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-03 «Положение о службебезопасности движения Минавтотранса РСФСР»
Приказ о создании комиссии по обеспечениюбезопасности дорожного движения Статья 20 Закона № 196-ФЗ
Приказ о назначении лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию Пункт 2.3.1.7 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28) (далее – Межотраслевые правила на автотранспорте)
Приказ о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний водителей – Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
Должностная инструкция ответственного по безопасности дорожного движения Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ
Положение об обеспечении безопасностидорожного движения в организации Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ
Положение об организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств – Пункт 4 ст. 20, ст. 23 Закона № 196-ФЗ;
– Методические рекомендации «Медицинское обеспечениебезопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (далее – Методические рекомендации по медосмотрам)
Журнал предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей организации – Статья 23 Закона № 196-ФЗ;
– Методические рекомендации по медосмотрам
Журнал регистрации технического состояния и выпуска на линию транспортных средств – Пункт 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– Пункт 28 Межотраслевых правил на автотранспорте
Журнал учета дорожно-транспортных происшествий – Пункт 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения»
Журнал учета нарушений правил дорожногодвижения – Пункт 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения»
Журнал учета движения путевых листов Пункт 2.3.1.7 Постановления Госкомстата России от 20 ноября 1997 г. № 78
Журнал учета инструктажей водителей по безопасности движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом»
Программа повышения профессионального мастерства водителей организации – Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
Учебно-тематический план повышения профессионального мастерства водителей организации – Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
Протоколы проверки профессиональных знаний водителей организации – Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
План мероприятий по безопасности дорожногодвижения и предупреждению дорожно-транспортных происшествий на транспорте – Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– Пункт 6 Межотраслевых правил на автотранспорте;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-08 «Руководство по планированию мероприятий, предупреждающих дорожно-транспортные происшествия»
Графики линейного контроля дисциплины водителей, технического состояния подвижного состава на линии и условий движенияна маршрутах РД-200-РСФСР-12-0071-86-02 «Основные функции предприятий и организаций по предупреждению дорожно-транспортных происшествий»
Документация о результатах проверок служб, должностных лиц предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-03 «Положение о службебезопасности движения Минавтотранса РСФСР»
Стажировочные листы водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
Документация о проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий РД-200-РСФСР-12-0071-86-15 «Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»
Отчеты о дорожно-транспортных происшествиях РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения»
Документация по проведению проверок исполнения мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе Пункт 5 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация по учету и анализу результатов всех видов обязательных медицинских осмотров водителей Пункт 14 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация по учету сведений о лицах, проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения Пункт 23 Межотраслевых правил на автотранспорте
Проект организации дорожного движенияпо маршруту или участку маршрута для крупногабаритных транспортных средств Пункт 56 Межотраслевых правил на автотранспорте
Расписание (график) движения по маршруту регулярных перевозок пассажиров Пункт 62 Межотраслевых правил на автотранспорте
Схема маршрута регулярных перевозок пассажиров с указанием опасных участков Пункт 62 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация по согласованию автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров, проходящего через нерегулируемый железнодорожный переезд, с владельцем данного переезда Пункт 63 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация об уведомлении организаций, осуществляющих эксплуатацию зимников, переправ, по которым предполагается осуществить перевозку пассажиров и грузов Пункт 73 Межотраслевых правил на автотранспорте

Ответы на ваши вопросы

Может ли специалист по охране труда быть ответственным за безопасностьдорожного движения?

Можно ли назначить специалиста по охране труда ответственным за безопасностьдорожного движения на предприятии?
Ольга ПАРИНА, руководитель (Тверь)

Да, можно. Для этого необходимо внести в должностную инструкцию специалиста соответствующие обязанности и направить его на обучение и сдачу квалификационного экзамена по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России».

Нужно ли обучать водителей?

Приказ Минтранса России от 9 марта 1995 г. № 27 утратил силу. Нужно ли по-прежнему обучать водителей по программе повышения квалификации? Какая ответственность грозит, если этого не делать?
Елена КВАСИКОВА, специалист по безопасности дорожного движения (Владимир)

Работодатели, эксплуатирующие транспортные средства, должны создавать условия для повышения квалификации водителей (п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ). На предприятии должны быть разработаны план и программа ежегодных занятий с водителями по повышению их мастерства как с отрывом, так и без отрыва от производства4. За допуск к управлению транспортом неквалифицированных водителей грозит штраф: для должностного лица – 20 000 рублей, для организации – 100 000 рублей (п. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Нужно ли проводить инструктаж по безопасности дорожного движенияс офисными работниками?

В компании у ряда офисных сотрудников имеется служебный автомобиль (арендованный компанией), закрепленный за каждым по приказу. Нужно ли проводить инструктаж по БДД для таких работников и если да, то кто это может сделать? Специалиста по БДД у нас нет.
Игорь РЕМИЗОВ, начальник службы кадров (Абакан)

Если работники сами управляют автомобилями, на них распространяются те же требования, что и на обычных водителей. То есть инструктаж по безопасности дорожногодвижения им необходим. При отсутствии в штате организации специалиста по безопасности дорожного движения его обязанности может выполнять любой сотрудник, прошедший квалификационную подготовку. Он и будет проводить инструктаж с работниками.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
Пункт 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ Выяснить, какая ответственность грозит руководителю за допуск к работе неквалифицированных водителей
Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ Узнать требования к организации безопасного дорожного движенияна предприятии
Приказ Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11 Понять порядок аттестации руководителей и специалистов по безопасности дорожного движения
Приказ Минтранса России от 23 июля 1998 г. № 91 Ознакомиться с типовыми программами подготовки специалистов организации, занимающейся автомобильными перевозками
Приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7 Узнать, как обеспечить безопасность перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов
Постановление Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28 Уточнить правила по охране труда на автомобильном транспорте
РД-200-РСФСР-12-0071-86-02 Ознакомиться с основными функциями предприятий и организаций по предупреждению ДТП
РД-200-РСФСР-12-0071-86-03 Разобраться в требованиях к службе безопасности дорожногодвижения организации
РД-200-РСФСР-12-0071-86-08 Узнать, как планировать мероприятия по предупреждению ДТП
РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 Уточнить порядок проведения инструктажей по безопасностидорожного движения
РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Получить информацию о том, как проводят повышение квалификации и стажировку водителей
РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 Узнать, как учитывать и анализировать ДТП и нарушения Правил дорожного движения
РД-200-РСФСР-12-0071-86-15 Выяснить, как проводится служебное расследование ДТП

Запомните главное

1Для организации работы по предупреждению ДТП на предприятии формируют службу безопасности дорожного движения. Если в организации меньше 50 водителей, достаточно назначить ответственного за обеспечение безопасностидорожного движения.*

2Ответственным за безопасность дорожного движения может стать любой сотрудник, прошедший соответствующую квалификационную подготовку. Если ответственный не назначен, эту работу по умолчанию выполняет руководитель организации.

3Работники, связанные с обеспечением безопасного дорожного движенияна предприятии, проходят аттестацию в территориальном органе Управления государственного автодорожного надзора.

4Специалисты предприятий, занимающихся автомобильными перевозками, должны проходить обучение по дополнительной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России» с получением удостоверения о профессиональной компетенции.

5Служба безопасности дорожного движения (или ответственный сотрудник) на предприятии должны разрабатывать и проводить мероприятия для обеспечения безаварийной работы транспортных средств, учитывать ДТП и нарушения водителями Правил дорожного движения и следить за тем, чтобы на линию выпускались исправные и полностью укомплектованные автомобили.

1Статья 20 Федерального Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2Пункт 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта (утверждено приказом Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11).
3Приказ Минтранса России от 23 июля 1998 г. № 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте».
4РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утвержден Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 г.)»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.