О возмещении НДС в особом случае

70

Вопрос

ООО (Покупатель) заключил договор купли-продажи помещения с ЗАО (Продавец). На момент покупки ЗАО не привело свой устав в соответствие с ГК РФ. Могут ли возникнуть проблемы у ООО при возмещении НДС с покупки помещения?

Ответ

Нами такой практики не выявлено, поэтому представляется, что если операция была реальной, и стороны действовали добросовестно, то проблем с возмещением НДС только лишь по той причине, что ЗАО не привело свой устав в соответствие с ГК, возникнуть не должно.

В случае возникновения спора с налоговым органом, организация должна будет доказать, что действовала с должной осмотрительностью и осторожностью при выборе контрагентов. Доказательством этого может служить затребованные у контрагента надлежащим образом заверенные копии документов организации (устав, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, протокол или решение об избрании руководителя, приказ о вступлении руководителя в должность). Весьма желательно получить ксерокопии паспортов учредителей и руководителя организации. Как правило, если такие ксерокопии представляются, больше шансов на то, что вы имеете дело с реальными людьми, а не с подставными персонажами. Также рекомендуется получить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, содержащую основные сведения о потенциальном партнере. Проверить полномочия лиц, выступающих от его имени, затребовав, например, доверенность (письмо Минфина России от 06.07.2009 №03-02-07/1-340). Хорошо иметь очевидные свидетельства реальности вашего партнера. Скажем, рекомендательные письма от организаций, сотрудничающих с ним. Или справку от контрагента о наличии у него квалифицированных специалистов (постановление ФАС МО от 13.09.2010 №КА-А40/10413-10).

Следует отметить, что вопрос добросовестности общества при исполнении им обязанностей по исчислению и уплате налога по спорным сделкам, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 16.10.2003 № 329-О, налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Кроме того, в случае спора с налоговой инспекцией, инспекция должна будет представить достаточные доказательства недобросовестности общества и совершения им действий, являющихся согласованными и направленными на получение необоснованной налоговой выгоды.

Кроме того, организация может ссылаться на тот факт, что проверяла своего контрагента по информации сайта ФНС России (www.nalog.ru), где размещаются сведения об адресах, указанных при госрегистрации в качестве местонахождения несколькими юрлицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-однодневок), а также наименования юрлиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Судьи считают, что несмотря на наличие обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о схеме ухода от налогов, проверяющие должны в первую очередь доказать отсутствие в спорной сделке деловой цели. А только лишь набор формальных признаков не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной (Постановления Президиума ВАС РФ от 09.03.2010 № 15574/09 и от 20.04.2010 № 18162/09).

Вам целесообразнее для суда заручиться большим числом доказательств, подтверждающих именно реальность спорной сделки. Это подтверждает и судебная практика - Постановления ФАС Московского от 13.04.2012 № А40-54035/11-129-237 и от 18.06.2012 № А40-58116/11-91-250, Поволжского от 26.04.2012 № А65-13097/2011, Северо-Западного от 11.03.2012 № А52-29/2011, Северо-Кавказского от 28.02.2012 № А32-19602/2010 и Уральского от 25.01.2012 № Ф09-8953/11 округов.

Вы вправе оспорить решение налогового органа сначала в вышестоящую инспекцию, а потом в суд.

Сначала необходимо обжаловать решение налогового органа в УФНС. Только потом в суд. Ответчиком будет ИФНС (а не УФНС), соответственно, копию заявления направляете в ИФНС. Требовать в заявлении нужно о признании незаконным решения ИФНС. Также можно указать на смягчающие обстоятельства и просить суд снизить размер штрафа.

С 1 января 2014 года все акты и действия (бездействия) налоговиков надо сначала обжаловать в УФНС и лишь потом — в суд (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК). Обжаловать решение налогового органа можно путем подачи апелляционной жалобы в УФНС или обычной жалобы УФНС.

Порядок оформления любой жалобы закреплен в статье 139.2 Налогового кодекса РФ. В ней сказано, как оформить жалобу в вышестоящий налоговый орган и какие реквизиты являются обязательными.

В жалобе дополнительно можно указать контактный телефон и адрес электронной почты организации, а также ИНН и КПП. Также можно указать вид проверки – камеральная или выездная. В содержательной части жалобы можно указать конкретные суммы недоимки, пеней и штрафов, которые организация оспаривает. И привести аргументы, которые подтверждают, что эти доначисления неправомерны.

К жалобе можно приложить первичные документы, которые подтверждают доводы организации. Сделать это позволяет пункт 4 статьи 140 НК РФ. Но при условии, что в жалобе организация пояснит, почему не представила эти документы в ходе проверки.

Если по результатам досудебного обжалования организация не согласна с решением вышестоящего налогового органа, то она может обжаловать его в судебном порядке (п. 1 и п. 2 ст. 138 НК РФ).

Заявление нужно подать в суд в течении трех месяцев со дня, когда вы получили решение по поданной жалобе или со дня истечения месячного срока для принятия решения по жалобе, если вышестоящий налоговый орган не принял решение в указанный срок (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, абз. 2 п. 2 и п. 3 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК).

При составлении заявления в суд надо опираться на общие нормы главы 13 Арбитражного процессуального Кодекса РФ с учетом особенностей, установленных нормами главы 24 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.

Подробно об общих правилах составления и подачи заявления в суд см. Как правильно составить исковое заявление, подаваемое в арбитражный суд, и какие документы к нему приложить.

Помимо общих требований, предъявляемых к заявлению статьей 125 и статьей 126 Арбитражного процессуально Кодекса РФ, заявление о признании решения по результатам проверки недействительным должно содержать:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В содержательной части заявления следует привести аргументы в свою пользу, факты и обстоятельства дела, сослаться на первичные и другие документы.

Если в ходе проверки имело место выявление нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, то это тоже следует отразить в заявлении. В силу абзаца 2 пункта 14 статьи 101 НК РФ существенными являются следующие условия:

  • право участвовать в рассмотрении материалов проверки;
  • право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов проверки.

На практике нарушение условий может выразиться в неизвещении организации о рассмотрении материалов проверки, лишении возможности представить возражения на акт проверки.

При необходимости в заявлении нужно указать на наличие смягчающих обстоятельств (ст. 112 и ст. 114 НК РФ), обстоятельств, исключающих привлечение ответственности (ст. 109 НК РФ), обстоятельств, исключающих вину организации в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ).

К заявлению следует приложить документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у этих лиц отсутствуют.

Помимо документов, перечисленных в статье 126 АПК РФ, к заявлению обязательно прикладывается текст оспариваемого решения (п. 2 ст. 199 АПК РФ), а также копия решения вышестоящего налогового органа жалобе организации как доказательство соблюдения досудебного порядка обжалования (п. 7 ст. 126 АПК РФ).

В заявлении можно сослаться на судебную практику, подкрепляющую позицию организации, и разъяснения контролирующих ведомств.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции

«Действия или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении или в арбитражном суде. Причем в судебном порядке действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать только после их обжалования в региональном УФНС России*.

Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении, так и в арбитражном суде. При этом сначала организация должна обратиться с жалобой именно в региональное УФНС России. И только если требования организации после подачи жалобы не будут удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно будет обжаловать в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ). Например, так придется поступить, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.

Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.

Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушениисвоих прав.

УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
  • признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

Если по результатам рассмотрения жалобы в УФНС России требования организации не были удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать в судебном порядке. Для этого подайте исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 138 НК РФч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать действия, бездействие налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав организации;
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу».

2.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СКО ОТ 18.07.2011 № А53-21849/2010

«Общество для выполнения работ на объектах привлекало подрядную организацию ООО «Аркин», для подтверждения права на налоговый вычет по его счетам-фактурам представило договоры подряда, акты КС-2, справки КС-3.

Не принимая позицию суда первой инстанции о том, что счета-фактуры контрагента подписаны неустановленным лицом и не могут служить основанием для применения вычета по НДС, апелляционный суд указал, что обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 Кодекса, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений. При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе оснований, по которым налогоплательщик выбрал контрагента), а также иных обстоятельств, упомянутых в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицами, значащимися в учредительных документах поставщиков в качестве руководителей этих обществ, не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 № 18162/09 и 25.05.2010 № 15658/09.

Суд апелляционной инстанции критически оценил протокол допроса Клименко В.В. от 30.06.2010, в котором он, подтвердив учреждение и регистрацию ООО «Аркин», открытие расчетного счета, подписание документов, касающихся хозяйственной деятельности ООО «Аркин», не смог сообщить конкретных данных о взаимоотношениях с заявителем. Суд апелляционной инстанции правильно указал, что данные показания сами по себе не свидетельствуют о проблемности ООО «Аркин», иными доказательствами по делу (первичными документами, протоколами допроса свидетеля Бунеску С.М. от 15.07.2010, свидетеля Абдулаева Р.В. от 16.07.2010) подтверждается выполнение ООО «Аркин» на основании имеющейся у него лицензии на осуществление строительной деятельности работ по заказу общества на объектах заказчиков. В свою очередь налоговая инспекция не оспаривала в решении факт выполнения работ на объектах заказчиков обществом, в том числе с участием субподрядных организаций. Работы ООО «Аркин» оплачены, расчеты носят безналичный характер. Налоговая инспекция не установила факты участия общества в обналичивании денежных средств его контрагента.* Суд апелляционной инстанции критически оценил ссылку налоговой инспекции на справку Экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Ростовской области от 26.07.2010 № 2781, поскольку выводы эксперта носят вероятностный характер и с необходимой достоверностью не свидетельствуют о том, что документы подписаны не Клименко В.В., а другим лицом.

Налоговая инспекция не представила доказательств, что представленные обществу документы не соответствуют действительности, а само общество действовало без должной осмотрительности и исходя из условий и обстоятельств совершения и исполнения соответствующей сделки знало или должно было знать об указании недостоверных сведений в представленных ему документах или об их подложности (недействительности). Кроме того, налоговая инспекция приняла расходы по операциям ООО «Аркин» по налогу на прибыль.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что общество проявило должную осмотрительность при выборе подрядной организации, а налоговая инспекция не представила доказательства нереальности хозяйственных операций с ООО «Аркин», недобросовестности общества и участия в «схеме», направленной на необоснованное получение им налоговой выгоды.* Решения налоговой инспекции от 10.08.2010 № 488 и управления от 01.10.2010 № 15-14/5993 в части доначисления 689 411 рублей 47 копеек НДС, 92 436 рублей 88 копеек пени, 75 262 рублей 70 копеек штрафа по статье 122 Кодекса обоснованно признаны незаконными».

2. ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268 «О рассмотрении запроса налогоплательщика»

«Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение о разъяснении вопросов применения налогового законодательства, сообщает следующее.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" предусмотрено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

В этой связи ФНС России рекомендует налогоплательщикам проверять реальность деятельности лиц, с которыми осуществляются (планируется осуществлять) сделки.*

В частности, как следует из статьи 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", некоторые сведения не составляют коммерческую тайну, то есть хозяйствующий субъект не вправе ссылаться на режим коммерческой тайны, отказывая заинтересованным лицам в предоставлении им информации. К таким сведениям, например, могут относиться следующие сведения:

- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

- информация из других официальных источников.

Кроме того, для информационной поддержки налогоплательщиков на Интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru) размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для фирм-"однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Вместе с тем, согласно статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, в том числе:

- являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;

- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Учитывая изложенное, налогоплательщик в целях проявления должной осмотрительности в выборе контрагентов, в т.ч. проверки реальности их коммерческой деятельности, вправе:

1. запросить у контрагентов необходимую информацию, не отнесенную к коммерческой тайне;

2. воспользоваться сервисами, размещенными на Интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru);

3. обратиться в налоговые органы по месту учета контрагентов об установленных в отношении контрагентов нарушений законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль