Обязательства арендаторов лесных участков по содействию в тушении пожаров

947

Вопрос

Мы являемся арендаторами лесных участков. На территории лесничества, где мы арендуем лесные участки, бушуют лесные пожары, но не на нашей территории. Лесничество требует, чтобы мы выделили технику и людей для тушения пожаров, мы не реагируем, какую ответственность мы можем за это понести?

Ответ

Не исключено, что лесничество может заявить требование о нарушении арендатором договора аренды участка, однако в данном случае, арендатор может ссылаться на незаконность требований лесничества.

Как правило, нормативным правовым основанием для заявления требований о выделении средств на тушение пожаров служат пункты 7 и 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.

Однако вышеуказанные нормы не содержат прямого указания на необходимость привлечения арендаторами лесного фонда дополнительных сил и средств на тушение лесного пожара за свой счет, в связи с чем требования лесничества могут быт признаны незаконными – см. например Решение АС Иркутской области от 26.09.2014 № А19-12557/2014.

Кроме того, следует учитывать, что в рассматриваемом случае пожар происходит не на территории арендатора, а в силу статьи 7 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В Постановлении 3 ААС от 08.04.2013 № А33-5876/2012 также указано, что согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства исх. № ЮД-03-54/3098 от 27.03.2012 в целях разъяснения обязанностей арендаторов лесных участков при возникновении лесных пожаров Федеральное агентство лесного хозяйства сообщило Департаменту лесного хозяйства по федеральным округам, что действующим законодательством обязанность по тушению лесных пожаров на лесопользователей не возложена.

См. также Приказ Минприроды России от 08.07.2014 № 313 «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров»;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Решение АС Иркутской области от 26.09.2014 № А19-12557/2014

«Открытое акционерное общество «Группа «Илим» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными требований Агентства лесного хозяйства Иркутской области на привлечение дополнительных сил и средств на тушение пожара от 17 мая 2014 года № 12 от 18 мая 2014 года № 17.

В судебном заседании 25 сентября 2014 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 26 сентября 2014 года.

Представители ОАО «Группа «Илим» в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование требований указали следующее.

В связи со сложной пожарной обстановкой в лесах на территории Нижнеилимского района Иркутской области 16 мая 2014 года постановлением мэра Нижнеилимского района № 839 был введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» (далее – режим ЧС).

Обществу в рамках режима ЧС начальником территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству Дриганцом С.П. выставлены требования от 17 мая 2014 года № 12 и от 18 мая 2014 года № 17 на привлечение дополнительных сил и средств на тушение лесного пожара.

Полагая данные требования несоответствующими закону и нарушающими права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

По мнению ОАО «Группа «Илим», Общество не является специализированной противопожарной организацией, не имеет соответствующего персонала и лицензию на тушение лесного пожара, поэтому в соответствии с действующим законодательством на Общество, как арендатора лесного участка не может быть возложена обязанность по тушению пожара и выделение для этого людей.

Агентство лесного хозяйства Иркутской области, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве на заявление указало, что законодателем предусмотрена возможность привлечения сил и средств арендатора лесного участка, к тушению лесного пожара, возникшего на арендуемой территории, тем более в условиях чрезвычайной ситуации и нехватки сил и средств для тушения пожаров со стороны специализированных организаций.

Дело в соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие Агентства лесного хозяйства Иркутской области.

Исследовав материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав представителей Общества, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии хотя бы одного условия заявление удовлетворению не подлежит.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с постановлением Администрации Нижнеилимского муниципального района от 16 мая 2014 года № 839 на территории Нижнеилимского муниципального района с 8-00 час. 17 мая 2014 года введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

На основании пункта 4 постановления Администрации Нижнеилимского муниципального района от 16 мая 2014 года № 839 «О введении на территории Нижнеилимского муниципального района режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» руководителям организаций – арендаторам лесного фонда, в том числе рекомендовано обеспечить направление необходимых сил и средств на тушение лесных пожаров в соответствии с требованиями Территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству.

Территориальный отдел АЛХ Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству в адрес ОАО «Илим» выставлены требования на привлечение дополнительных сил и средств на тушение лесного пожара:

- от 17 мая 2014 года № 12, которым указано на необходимость выделения 5 человек, 1 автомашины, 1 трактора для ликвидации лесного пожара № 52 в 70 квартале Нижнеилимской дачи Ярского участкового лесничества Нижнеилимского лесничества;

- от 18 мая 2014 года № 17, которым указано на необходимость выделения 10 человек, 1 бульдозера, 1 пожарной машины для ликвидации лесного пожара № 52 в 70 квартале Нижнеилимской дачи Ярского участкового лесничества Нижнеилимского лесничества.

Как следует из данных требований, нормативным правовым основанием для их выдачи послужили пункты 7 и 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (далее – Правила № 417) и вышеуказанное постановление органа местного самоуправления о введении на территории Нижнеилимского муниципального района режима функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Правила № 417 устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно пункту 7 Правил № 417 привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

В силу подпунктов «в» и «г» пункта 13 Правил № 417 юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования; в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

Однако вышеуказанные нормы не содержат прямого указания на необходимость привлечения арендаторами лесного фонда дополнительных сил и средств на тушение лесного пожара за свой счет.*

При этом обеспечение направления необходимых сил и средств на тушение лесных пожаров по требованию ТО АЛХ Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству, на необходимость выполнения которого указано в постановлении Администрации Нижнеилимского муниципального района «О введении на территории Нижнеилимского муниципального района режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» не носит обязательный характер. Данное мероприятие рекомендовано арендаторам.

Кроме того, в силу статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ.

Часть 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838.

Согласно пункту 3 Правил № 417 меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);

б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

В силу пункта 4 Правил № 417 меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются:

а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

Мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (пункт 5 Правил № 170).

Из содержания указанных норм права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.

Частью 2 статьи 53.4 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

Таким образом, указанная норма права содержит исчерпывающий перечень обязанностей арендатора при обнаружении лесного пожара, среди которых нет обязанности по его тушению.

В рассматриваемом случае возложение обязанности на Общество по привлечению его дополнительных сил и средств на тушение лесного пожара суд расценивает как принятие им мер, направленных на тушение пожара.

Концепция Лесного кодекса построена на том, что тушение лесных пожаров является обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе и на переданных в аренду лесных участках. При этом законодательство не предусматривает передачу обязанности по тушению лесных пожаров арендаторам лесных участков.

Данный вывод также подтверждается пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.

Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства исх. № ЮД-03-54/3098 от 27 марта 2012 года в целях разъяснения обязанностей арендаторов лесных участков при возникновении лесных пожаров Федеральное агентство лесного хозяйства сообщило Департаменту лесного хозяйства по федеральным округам, что действующим законодательством обязанность по тушению лесных пожаров на лесопользователей не возложена. Вместе с тем в целях минимизации ущерба, причиняемого имуществу арендаторов лесными пожарами, и обеспечения непрерывной хозяйственной деятельности арендаторы вправе получить лицензии на соответствующие виды деятельности и тушить лесные пожары на предоставленных им участках в установленном порядке.

Общество не является специализированной противопожарной организацией, не имеет соответствующую лицензию на тушение лесного пожара, в связи с чем на него, как арендатора лесного участка, не может быть возложена обязанность по организации тушения пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами. Возложение на Общество обязанности по тушению лесных пожаров является незаконным.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 13 Правил № 417 юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

На арендованные ОАО «Группа «Илим» земельные участки, расположенные на территории Илимского лесничества, Прибайкальским филиалом государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг» разработаны проекты освоения лесов на 2009 – 2018 г.г., которыми предусмотрено наличие определенных средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. Также в соответствии с проектом освоения лесов между Обществом и Территориальным отделом АЛХ Иркутской области в феврале 2014 года утвержден план противопожарных мероприятий по арендованным лесным участкам Общества в отделе АЛХ Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству на 2014 год. В марте 2014 года Агентством лесного хозяйства Иркутской области проведена проверка соблюдения ОАО «Группа «Илим» обязательств по договорам аренды лесных участков, в ходе которой нарушений выявлено не было, сделан вывод о готовности предприятия к пожароопасному сезону. При этом объем выделенных Обществом запрашиваемых средств пожаротушения превысил предусмотренный Планом противопожарных мероприятий по арендованным лесным участкам Общества в отделе АЛХ Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству на 2014 год.

Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые требования являются незаконным и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль