О претензионном порядке

31

Вопрос

Заказчик передал претензию подрядчику о безвозмездном устранении выявленных недостатков, в противном случае пригрозил обратиться в суд с требованием о расторжении договора и взыскании убытков. Подрядчик не исполнил требования претензии, и заказчик обратился в суд с оответствующими требованиями (п. 3 ст. 715 ГК РФ). Обязательный досудебный порядок урегулирования споря в договоре не предусмотрен. В процессе рассмотрения дела судья настойчиво интересуется досудебным урегулированием спора - передачей заказчиком уведомления о расторжении договора, видимо, руководствуясь п. 3 ст. 715 ГК РФ. Согласно имеющейся информации, данное уведомление о расторжении договора не требуется. Имеет ли смысл заявить в процессе об изменении основания иска и сослаться на п. 2 ст. 450 ГК РФ и составить ходатайство о проведении экспертизы для выявления существенных нарушений договора? Но здесь тоже появляется п. 2 ст.452, который предусматривает досудебное урегулирование спора, т. е., направление уведомления о расторжении договора. Имеется ли смысл изменять основание иска с п.3 ст. 715 ГК РФ на п. 2. ст. 450, т. к. заказчик не направлял уведомления о расторжении договора, либо настаивать на п. 3 ст. 715 ГК РФ и ограничиться ходатайством о проведении экспертизы?

Ответ

Нет, смысла менять основание иска на пункт второй статьи 450 ГК РФ нет никакого, поскольку Вами действительно не соблюден претензионный порядок, установленный пунктом вторым статьи 452 ГК РФ, обязательный для расторжения или изменения договора. В связи с этим вопрос о расторжении договора в судебном заседании ставить не следует. Что касается изменения основания иска на пункт третий статьи 723 ГК РФ, то данное решение представляется верным, поскольку в таком случае доводы о несоблюдении обязательного претензионного срока, как со стороны ответчика, так и суда, будут несостоятельными.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Обязательный претензионный порядок

«Случаи, когда обязательный претензионный порядок установлен в законе

Необходимо различать случаи, когда претензионный порядок в силу закона является обязательным, и случаи, когда претензионный порядок является факультативным и его использование зависит от усмотрения заявителя.

Есть несколько категорий споров, для которых закон устанавливает обязательный претензионный порядок.

Самая распространенная категория, которая касается всех хозяйствующих субъектов – споры об изменении или расторжении договора на основании пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ. Прежде чем обратиться с таким требованием в суд, необходимо направить его контрагенту.

Еще одна категория споров касается всех работодателей: прежде чем предъявить в суд иск о возмещении ущерба, причиненного его имуществу, работник должен направить соответствующее заявление работодателю (ч. 3 ст. 235 Трудового кодекса РФ).

Кроме того, закон требует направлять претензии по отдельным требованиям к арендаторам, перевозчикам, экспедиторам и т. п. Полный перечень таких споров приведен в таблице

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль