Отказ в обслуживании на предприятии общественного питания

69

Вопрос

Индивидуальный предприниматель открыл заведение общественного питания – ресторан. На заведении имеется вывеска с названием и указание времени работы. При этом данное заведение позиционирует себя клубным, то есть обслуживающим не всех желающих, а только держателей клубных карт, надписей об этом в доступных местах нет. Клубную карту купить неопределенному кругу лиц нельзя. Ее можно получить в дар от владельца ресторана. Желающие получить услугу в данном ресторане получают отказ в обслуживании по причине отсутствия клубных карт, и их просят покинуть заведение. Законны ли действия владельца ресторана в части отказа в обслуживании неопределенного круга лиц? Распространяются ли в данном случае на ИП нормы о публичном договоре? Если да, то каким образом потребители могут восстановить свои права?

Ответ

Нет, незаконны. Действия владельца ресторана по отказу в предоставлении неопределенному кругу лиц услуг общественного питания являются незаконными в соответствии со ст. 426 ГК РФ, абз. 2 ч. 2 ст. 1 Закона о защите прав потребителей и п. 16 Правил оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036.

На ИП распространяются нормы о публичном договоре, он обязан заключить договор с каждым, кто к нему обратиться (ст. 426 ГК РФ). Всвязи с этим он не вправе устанавливать какие-либо преимущества для отдельных гостей или отказывать кому-то из них в обслуживании без объяснения мотивов. Например, действующий во многих местах фейсконтроль является нарушением прав потребителей, незаконным отказом в заключении публичного договора (Определение Московского городского суда от 28.09.2011 № 33-31186).

Потребителя могут обратиться в суд с требованиями взыскать убытки, моральный вред, штраф по закону о защите прав потребителей, а также с требованием не чинить препятствия к посещению ресторана.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Комментарий к ст. 426 ГК РФ

«Статья 426. Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится*1(розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.*

2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.*2

3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.*

При необоснованном уклонении*3 коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.*4

_________________________

1. Публичный договор не основан на началах свободы договора. Специфика характера данного договора, субъектный состав (обязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и за немногими исключениями гражданин-потребитель – с другой) вынуждают законодателя компенсировать юридическую и экономическую «слабость» потребителя ограничением прав коммерческой организации.

2. По общему правилу при участии в публичном договоре гражданина наряду с основными положениями Гражданского кодекса принимаются правила законодательства о защите прав потребителей.»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.