Об обжаловании действий антимонопольного органа

257

Вопрос

Главный врач (как должностное лицо) бюджетного учреждения обжалует постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре в ФАС России, одновременно направляя жалобы в городской суд. Жалобы аналогичны на пять постановлений УФАС. В связи с тем, что они были приняты к рассмотрению ФАС России, никаких действий по отзыву жалоб из суда главный врач не предпринимал. В дальнейшем, получив определения из городского суда на все пять постановлений о возвращении жалоб главному врачу в связи с пропуском срока подачи, главный врач их не обжаловал, предполагая, что ФАС России, принимая к рассмотрению те же жалобы - вынесет соответствующие решения. Но Фас России рассмотрел по существу только одну жалобу, о чем вынес определение. В рассмотрении четырех оставшихся главному врачу отказано. Они остались без рассмотрения ввиду того, что в материалах дела имеются сведения о подаче жалоб в суд и о возврате их в связи с пропуском срока подачи. Вопрос: Как можно обжаловать такие постановления ФАС России об отказе в рассмотрении и можно ли теперь куда-нибудь еще обжаловать постановления УФАС по ХМАО-Югре? и почему одну из жалоб все-таки рассмотрели. Хотя все пять постановлений аналогичны?

Ответ

Благодарим Вас за уточнение сложившейся ситуации. Поскольку речь идет о привлечении к административной ответственности непосредственно должностного лица, а не организации, то решение УФАС может быть им обжаловано (вне зависимости от ведомственного порядка) в районный (городской) суд общей юрисдикции. Однако, поскольку десятисуточный срок на обжалование решения пропущен, необходимо одновременно представить в суд ходатайство о восстановлении срока, пропущенного по уважительной причине. Перспективу принятия решения судом о признании вышеуказанной причины уважительной оценить сложно, поскольку в данном случае это является оценочной категорией и отнесено полностью на усмотрение суда. В случае принятия решения судом об отказе в восстановлении пропущенного срока решение обжалуется в вышестоящей инстанции.

Высказаться относительно причин рассмотрения ФАС России всего одной жалобы и не рассмотрения по существу остальных достаточно затруднительно, однако такие действия ФАС России могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ в Арбитражный суд г. Москвы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Как подать жалобу

Жалобу на постановление можно подать непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать (ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ). Если окажется, что такой суд не уполномочен рассматривать жалобу, то он перенаправляет ее в течение трех суток на рассмотрение тому суду, которому жалоба подведомственна (ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Жалобу можно подать и через административный орган (должностному лицу), который вынес постановление. После получения жалобы такой орган в свою очередь обязан направить ее со всеми материалами дела соответственно в суд. Он обязан это сделать в течение трех суток со дня поступления жалобы (ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ).

Государственную пошлину за подачу жалобы платить не нужно (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

В какой срок подать жалобу

Лицо имеет право подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Можно ли восстановить срок подачи жалобы в суд общей юрисдикции (на постановление о привлечении к ответственности, вынесенное административным органом), если он был пропущен

Да, можно, но для этого нужно доказать уважительность причины пропуска срока.

Для восстановления срока подачи жалобы лицу, ее подавшему, необходимо представить в суд соответствующее ходатайство (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Суд восстановит срок, если посчитает причины его пропуска уважительными. Например, когда в адрес лица, в отношении которого было вынесено постановление и которое его обжаловало, поступило большое количество аналогичных постановлений, и этим обстоятельством была вызвана задержка в обжаловании (определение Московского городского суда от 20 января 2014 г. по делу № 7-0156).

Законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование, и данный вопрос решается судьей с учетом обстоятельств дела (определение Московского городского суда от 12 марта 2014 г. по делу № 7-1241).

На практике суды чаще всего отклоняют доводы об уважительном характере обстоятельств, из-за которых лицу пришлось пропустить срок обжалования жалобы. Однако есть и положительные примеры, когда суд признавал причину пропуска срока подачи жалобы уважительной*».

  1. Рекомендация: Как обжаловать в суде общей юрисдикции постановление административного органа о привлечении к ответственности
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

4. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом*».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.