Государственное унитарное предприятие.

59

Вопрос

Государственное унитарное предприятие.
Вопрос:
1. Какие виды надбавок к заработной плате работников может установить предприятие?
2. При установлении надбавок, нужно ли будет их обосновывать контролирующим органам при проверках?

Ответ

Работодатель вправе установить любые надбавки, порядок выплат которых необходимо отразить либо в коллективном договоре, либо в локальном акте.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

Рекомендация: Как оформить доплаты и надбавки к зарплате, установленные по инициативе организации

«Установление доплат и надбавок

Как установить доплаты и надбавки к зарплате сотрудника по инициативе работодателя

Администрация организации может самостоятельно установить к зарплате сотрудника доплаты и надбавки(ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Например, доплаты за стаж работы в организации, отсутствие дисциплинарных взысканий и т. д. Для этого размер и порядок выплаты надбавок и доплат нужно прописать:

Кроме того, установленные доплаты и надбавки укажите в трудовом договоре с сотрудником* (ч. 1 ст. 129 ич. 1 ст. 135 ТК РФ).

Вопрос из практики: обязана ли организация выплачивать своим водителям надбавки за класс вождения

Водители транспортных средств в организациях могут иметь квалификационные классы с первого по третий. Такие правила установлены пунктами 34 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102.

При этом установление более высокого класса, поскольку оно связано с исполнением трудовой функции, по общему правилу влечет и увеличение зарплаты сотрудника, что может быть реализовано как увеличением фиксированной части заработка (оклада), так и за счет установления надбавки за классность (абз. 6 ч. 2 ст. 22ст. 57 ТК РФ).

Возможность установления надбавок водителям в зависимости от класса для отдельных организаций предусмотрена отраслевыми соглашениями либо актами отдельных органов исполнительной власти. Например, она предусмотрена пунктом 3.8 Федерального отраслевого соглашения, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 15 февраля 2008 г. Данное соглашение распространяется на работодателей – членов Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз и работодателей, не участвовавших в заключении соглашения и не представивших мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, осуществляющих деятельность в сфере автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта (п. 1.2 Федерального отраслевого соглашения, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 15 февраля 2008 г.ч. 8 ст. 48 ТК РФ).

В этой связи организации необходимо определить, распространяется ли на нее действие соответствующих актов, и с учетом этого разрешить вопрос об установлении водителям надбавки за классность либо изменения фиксированной части зарплаты (оклада).

Вопрос из практики: в каком порядке осуществляется присвоение классности водителям транспортных средств

Возможность установления квалификационных категорий водителям предусмотрена пунктами 34 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника, утвержденногопостановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102.

Водители транспортных средств в организациях могут иметь квалификационные классы с первого по третий. При этом класс, установленный водителю, определяет возможность исполнения им определенных видов работ по перевозкам. Квалификация присваивается по решению образованной работодателем комиссии. Для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей, трамваев и троллейбусов должны иметь хорошие показатели в работе:

  • систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм;
  • соблюдать трудовую и производственную дисциплину (не иметь за последние три года работы (для присвоения водителям трамваев и троллейбусов второго класса – два года) нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).

Такие правила установлены пунктами 34 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102.

При этом обязательным условием для присвоения квалификационного класса являются наличие у работодателя Положения о начислении надбавки за классность водителям и Положения о присвоении классности водителям. Аналогичные нормы содержит и ряд региональных соглашений (см., например,п. 3.2.8 Московского областного отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011–2014 годы между Профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Московской области, Некоммерческим партнерством Московский областной транспортный союз «АСМОР» и Министерством транспорта Московской области от 27 октября 2011 г.).

Типовой формы указанных документов не существует, работодатель вправе разработать и утвердить их самостоятельно. Для разработки указанных документов в качестве основы работодателю можно рекомендовать использовать аналогичные акты федеральных органов исполнительной власти, в частностиПоложение, утвержденное приказом ФСБ России от 2 августа 2007 г. № 393, а также Положение, утвержденное приказом ГФС России от 28 сентября 2007 г. № 296.

Вопрос из практики: нужно ли оплачивать время в пути до работы

По общему правилу работодатель не обязан оплачивать сотруднику время в пути до работы, если сотрудник добирается до работы на:

  • общественном транспорте (автобусе, трамвае, метро и т. д.);
  • такси;
  • служебном транспорте, перевозящем сотрудников по определенному маршруту;
  • личном или служебном автомобиле (ином транспортном средстве).

Это объясняется тем, что во время такого проезда сотрудник трудовую функцию не исполняет, это время не является рабочим временем.

В то же время в отдельных нормативных документах, регулирующих трудовую деятельность тех или иных категорий сотрудников, могут быть закреплены случаи, когда время, в течение которого сотрудник добирается на работу, входит во время, связанное с работой, и может оплачиваться. Например,пунктом 3.1.5 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010–2012 годы установлено, что во время, связанное с работой, в частности, входит время ожидания спуска в шахту, время передвижения к месту работы для открытых работ и обратно. За время передвижения к месту работы на открытых работах и обратно, в соответствии с пунктом 3 2.6 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010–2012 годы, может устанавливаться доплата в коллективных договорах и соглашениях.

С учетом изложенного для принятия решения об оплате времени в пути до работы работодателю необходимо определить, не действуют ли в отношении его конкретной ситуации специальные нормы. Помимо этого, работодатель вправе установить компенсацию или надбавку для оплаты времени в пути до работы локальным актом или внести соответствующие положения в трудовые договоры.

Такие выводы следуют из статей 579194168.1209 Трудового кодекса РФ.

Вопрос из практики: обязана ли организация выплачивать какие-либо доплаты или надбавки сотруднику, награжденному знаком отличия «Почетный строитель»

Нет, не обязана.

Обязательные доплаты и надбавки сотруднику, награжденному знаком отличия «Почетный строитель», в законодательстве не предусмотрены. Администрация организации может самостоятельно решить, начислять такую доплату или надбавку своим сотрудникам или нет (п. 3 Положения, утвержденногоприложением 7 к приказу Минэнерго России от 14 июля 2008 г. № 11).

Вопрос из практики: обязана ли организация выплачивать какие-либо доплаты или надбавки сотруднику (в т. ч. сотруднику-иностранцу), награжденному знаком отличия «Почетный нефтяник»

Нет, не обязана.

Обязательные доплаты и надбавки сотруднику, награжденному знаком отличия «Почетный нефтяник», в законодательстве не предусмотрены. Администрация организации может самостоятельно решить, начислять такую доплату или надбавку своим сотрудникам или нет (п. 3 Положения, утвержденногоприложением 5 к приказу Минэнерго России от 14 июля 2008 г. № 11).

Вопрос из практики: обязана ли организация выплачивать какие-либо доплаты или надбавки сотруднику (в т. ч. сотруднику-иностранцу), награжденному знаком отличия «Почетный металлург»

Нет, не обязана.

Обязательные доплаты и надбавки сотруднику, награжденному знаком отличия «Почетный металлург», в законодательстве не предусмотрены. Администрация организации может самостоятельно решить, начислять такую доплату или надбавку своим сотрудникам или нет (п. 3 Положения, утвержденного приложением 5 к приказу Минпромторга России от 27 июня 2008 г. № 8).

Вопрос из практики: должна ли образовательная организация предоставлять какие-либо льготы своему учащемуся-чернобыльцу. Гражданин зарегистрирован в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в местонахождении организации имеет временную регистрацию. Организация не расположена на территории «чернобыльской» зоны

Нет, не должна.

Льготы, предусмотренные для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, поименованы в статье 19 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1. Несмотря на то что гражданин временно не проживает по месту постоянного жительства, он не теряет права пользоваться указанными льготами. Это связано с тем, что предоставление гарантий гражданам, проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, зависит от регистрации по местожительству, а не от временной регистрации. При комментировании аналогичных ситуаций такие разъяснения приводит, например, Пенсионный фонд РФ (письмо от 23 августа 2006 г. № 28-27/8992).

Однако образовательная организация не предоставляет льготы в данном случае. Чтобы получить льготы, гражданину нужно обратиться в органы соцзащиты по местожительству (п. 2 Правил, установленных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 136п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 907)».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.